Прямой эфир

Мусорное ноу-хау. Застройщиков хотят заставить не подбрасывать отходы в леса и на обочины

Светлана Коваленко
16 апреля 2019, 17:23
Петербургские власти хотят на федеральном уровне изменить правила вывоза мусора со строек. Поможет ли инициатива с обязательным лицензированием перевозчиков отходов решить проблему?
Фото: globallookpress.com/ Anton Belitsky

Уже в апреле этого года юристам Смольного предстоит рассмотреть федеральную инициативу, которая изменит правила игры на рынке вывоза мусора, остающегося после возведения новостроек и ремонта в квартирах. Документ подготовили в городском комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Если инициатива будет одобрена, ее могут в скором времени отправить в Совет Федерации и распространить действие на всю Россию.

Строительные ухищрения

Согласно предложениям петербургских чиновников, для вывоза строительного мусора 5 категории перевозчикам теперь в обязательном порядке необходимо будет получать лицензию. Соответственно, застройщики больше не смогут воспользоваться услугами компаний, которые лицензирование не пройдут.

Как пояснил заместитель председателя комитета по природопользованию Александр Кучаев, сейчас лицензирование распространяется на часть фракций строительного мусора, в основном, 4 категории, например, грунты. Но они же, менее опасные и загрязненные, относятся и к 5 категории.

— При этом на деле разобраться, насколько опасен грунт, даже специалист без тестов не способен. Чем и пользуются недобросовестные застройщики, заявляющие уверенно перевозчику 5 категорию. При этом не честный на руку бизнес нанимает даже не юридические лица для перевозки грунтов, а частников, для которых в случае все-таки «поимки» на месте сброса мусора на обочины дорог или в лес, штрафы предусмотрены минимальные, — пояснил Александр Кучаев.
Фото: globallookpress.com/ Mikhail Pletsky
Фото: globallookpress.com/ Mikhail Pletsky

По его словам, в настоящее время система обязательного лицензирования уже работает для перевозчиков твердых бытовых отходов (ТБО). В результате серьезных отвалов ТБО, как в случае со строительными свалками, в городе не имеется.

— На получение лицензии уходят время и деньги. И те организации, кто имеет такие документы, никогда не пойдут на несанкционированный сброс. Так, в прошлом году мы поймали всего лишь 1 лицензиата ТБО, который попытался «подбросить» своими отходы. Но потом выяснилось, что это была личная инициатива водителя, решившего сэкономить рабочее время, а не политика компании, - рассказал чиновник.

История прошлых лет

Как сообщил главный специалист отдела регулирования в сфере обращения с ТБО комитета по благоустройству Смольного Александр Цветков, в «нулевых» решить проблему городу практически удалось. Так, в 2003 году тогда комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству был разработан регламент обращения со строительными отходами. Документ позволил на 70% поставить рынок услуг по перевозке под контроль, а застройщиков – «держать в тонусе». Но затем ведомство было реформировано, а полномочия по контролю за исполнением регламента начали «гулять» между вновь создаваемыми структурами и Жилищным комитетом, никто ни за что не отвечал.

Фото: globallookpress.com/ Boris Babanov
Фото: globallookpress.com/ Boris Babanov

В итоге в 2016 году в городе насчитывалось почти 800 несанкционированных свалок, в 2017-м их количество перевалило за 1 тысячу, а в 2018 снизилось до 515. Дело в том, что на их ликвидацию в прошлом году было предусмотрено 500 млн рублей, а в 2019 году – уже почти миллиард. Всего с начала года в городе выявили только 9 новых свалок.

—Вместе с тем, субъективно за строительные отходы в городе пока что не отвечает никто. Учет и анализ не ведется. И потому наша главная задача, хотя бы сделать так, чтобы не появлялись новые, — пояснил он.

Начальник управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами Николай Борисов напомнил, что в 2015 году размер штрафов за организацию незаконных свалок был увеличен для юридических лиц до 1 млн рублей. Однако новые объекты все равно появились и в городе, и в Ленобласти. Чиновник предложил задуматься об уголовной ответственности для организаторов свалок.

— Само по себе появление лицензирования можно только приветствовать, но надо публиковать и в открытом доступе список организаций, которые такие документы получат, — констатировал он.
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin
Фото: globallookpress.com/ Konstantin Kokoshkin

Заложники ситуации

По словам руководителя направления «Жилищный девелопмент» АО «ЮИТ Санкт-Петербург» Владимира Шабанова, добросовестные застройщики всегда готовы подстроиться под те законодательные условия, которые есть. Но они должны быть четкими и понятными.

Его поддержал и представитель компании-перевозчика.

— Нам очень бы хотелось говорить не об уголовной ответственности, а о конкретных правилах игры. Нам нужна ясность, помноженная на ответственность, — подчеркнул он.

Как отметила генеральный директор «Стакс-вектор» Алевтина Бойко, лицензирование перевозчиков решает только часть проблемы. Так как оно тянет за собой «по цепочке» необходимость получения лицензий полигонами. Это отразится на ценообразовании на рынке услуг по перевозке и хранению мусора, но решит проблемы с организацией конкурентной борьбы между компаниями.