Власти Петербурга накануне выполнили свою угрозу и расторгли три контракта с АО «Метрострой» на строительство новых станцией метрополитена. Остальные контракты также будут расторгнуты, сообщили 78.ru в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
В общей сложности у города с «Метростроем» заключено восемь действующих контрактов на 178,5 млрд рублей. В них идет речь о строительстве Фрунзенского радиуса (станции «Проспект Славы», «Дунайская», «Шушары»), Красносельско-Калининской линии («Казаковская» и «Путиловская»), Лахтинско-Правобережной линии («Большой проспект»), а также Невско-Василеостровской линии («Новокрестовская» и «Беговая»).
В уведомлениях о расторжении контрактов в качестве причин указывают срывы сроков, а также многочисленные недоделки (по «Новокрестовской» и «Беговой»). К примеру, по «Большому проспекту» сообщается следующее:
— Исходя из существенного отставания от графика выполнения работ и непринятия мер по ликвидации отставания, а также прогноза подрядчика о завершении работ по контракту в 2021 году, становится очевидным, что работы в срок до 30.11.2019 выполнены не будут.
Ранее в «Метрострое» ответили на обвинения КРТИ. Компания обвинила чиновников в некомпетентности, намеренном затягивании приемки и оплаты выполненных работ, применении в одностороннем порядке понижающих коэффициентов в сметах, непредоставлении площадок под строительство и рабочей документации и т.д. При этом «Метрострой» пригрозил обжаловать решения КРТИ в суде.
Взаимные претензии Смольного и «Метростроя» звучали много лет, но в прошлом году достигли апогея, после того, как стало ясно, что «Метрострой» не сможет сдать в срок, в декабре 2018 года, продолжение Фрунзенского радиуса. Одновременно с этим начались забастовки рабочих-метростроевцев, которым стали задерживать зарплату.
Чиновники объявили, что монополия «Метростроя» в петербургской подземке должна быть разрушена. Одновременно были сделаны заявления о необходимости выкупить контрольный пакет акций компании в городскую собственность (сейчас городу принадлежит 46% предприятия). Но, как стало известно сегодня в ходе выступления советника губернатора Петербурга Евгения Елина в Законодательном собрании, от последнего варианта в итоге решено отказаться.
— При наличии «дырки» в 13 млрд рублей у нас выбор: либо строить метро, либо закрывать дыры в АО «Метрострой», — сказал он.
Начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский считает, что стороны не смогли договориться и городу пришлось пойти на расторжение контрактов.
— Такое решение было обусловлено тем, что уже достаточно давно ведутся переговоры об увеличении доли города в этом активе для того, чтобы он мог лучше контролировать целевое использование денежных средств, которые идут по контрактам, а также ценообразование на работы. Поскольку это не удалось сделать в результате переговоров с семьей Александровых (совладельцы АО «Метрострой» — ред.), город, как заказчик, принял правильное решение. Поскольку срывались сроки, и нет возможности получить контроль над подрядчиком, который срывает сроки, контракты расторгаются и дальше объявляется об отборе другого представителя, — объясняет эксперт.
Перспективы предприятия, по мнению Дмитрия Кумановского, могут быть связаны с его банкротством. Соответствующий иск недавно подала к «Метрострою» налоговая.
— В результате банкротства город, как один из крупнейших кредиторов, сможет получить через конкурсного управляющего контроль над банкротством и вывести нужные активы и персонал на другие юрлица, которые продолжат работу, — объясняет эксперт.
Однако все эти действия могут привести к очередному срыву сроков сдачи станций. Текущие сроки таковы: Фрунзенский радиус — май 2019 года, «Большой проспект» — ноябрь 2019 года, «Казаковская» — июнь 2022 года.
— С учётом того, что суды по банкротству только начинаются, мне кажется, что наверное всё-таки это нереально. Я думаю, что ситуация затянется на квартал где-то, пока стороны будут решать, как они будут перехватывать стройку. Но я думаю, что примерно в горизонте года ситуация нормализуется, и те люди, которые работали по субподряду или по договору с «Метростроем», будут уже на новом месте работать. Имея ту же самую компетенцию по строительству петербургского метро, они смогут уже нормально работать и метро будет дальше строиться по плану, — полагает Дмитрий Кумановский.
В КРТИ 78.ru сообщили, что на данный момент рассчитывают новые сроки сдачи станций.