Группа депутатов от ЛДПР внесла в Госдуму законопроект, реформирующий систему ОСАГО. Они считают несправедливым, что сейчас полис привязан к автомобилю, а не водителю.
Если у водителя несколько машин, он вынужден оформлять ОСАГО на каждую из них, перечисляют депутаты. Если в полис вписано несколько человек, то фактически за всех отвечает один. И если кто-то станет виновником ДТП, то полис станет дороже для всех. Но и это ещё не все.
— В нашей стране каждый день продаются и покупаются несколько тысяч транспортных средств. При этом смена владельца транспортного средства фактически влечёт досрочное прекращение действия договора ОСАГО, а страхователи, в случае приобретения другого транспортного средства, снова вынуждены оформлять договор обязательного страхования, что безусловно создает бюрократические трудности и увеличивает расходы на страхование, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
С 2003 года, когда в России было введено обязательное страхование автогражданской ответственности, сменить «привязку» полисов пытались неоднократно. В 2012 году соответствующий законопроект вносили те же самые депутаты от ЛДПР. Но Дума его отклонила.
У противников страхования водителей были свои аргументы. Они напоминали, что в большинстве российских семей лишь одна машина и нередко ею пользуются сразу несколько членов семьи. Их расходы в случае изменения системы возрастали бы. Кроме того, сейчас стоимость полиса зависит от мощности автомобиля. Как учитывать этот параметр, если страховать водителей — непонятно.
Но на этот раз депутаты проработали законопроект более тщательно. Они предлагают ввести новые полисы, «привязанные» к водителю, сохранив старые, «привязанные» к машине.
— Принятие данного законопроекта позволит гражданам выбирать, какой вид договора обязательного страхования гражданской ответственности для них является наиболее практичным и экономически выгодным, — объясняют авторы инициативы.
Такой подход ранее фактически поддержал председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, депутат от «Справедливой России» Анатолий Аксаков. Он заявлял, что соответствующие поправки Госдума примет в весеннюю сессию.
Генеральный директор юридического бюро «Правила страхования» Алексей Кузнецов считает, что «привязать» полис к водителю гораздо логичнее.
— У нас, по большому счёту, страхуется не автогражданская ответственность автомобилиста, в автогражданская «ответственность» автомобиля, — говорит он.
По мнению Алексея Кузнецова, существующая система гораздо выгоднее для страховщиков и они будут всячески лоббировать её сохранение.
— События последних лет подтверждают, что у страховщиков очень сильное лобби в Думе, и принимается лишь то, что им выгодно, а эта мера сократит сборы страховщиков, — полагает Алексей Кузнецов.
Однако президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Ирина Лукашевич согласна, что, в целом, страховать водителей, а не их машины, правильно. Тем не менее, законопроект она считает «шапкозакидательским».
— Это коренная ломка нынешней системы ОСАГО, и, на мой взгляд, на сегодняшний день это неактуально. Страхование — достаточно строгая область, которая базируется на актуарной математике. То есть нужно делать полный перерасчёт. В пять минут это сделать невозможно, — объясняет Ирина Лукашевич.
Вот только аргумент «давайте не будем спешить» уже звучал со стороны страховщиков и в 2012 году. И спешить действительно не стали.