О том, что тарифы ОСАГО должны быть откорректированы, Банк России, который регулирует рынок автогражданки, заявил ещё в мае. Этому предшествовали жалобы страховых компаний на то, что этот вид страхования приносит им одни убытки. Называлась даже сумма чистого убытка за 2017 год по всем компаниям — 14,8 млрд рублей.
Накануне ЦБ опубликовал проект новых тарифов. Подразумевается, что их будут вводить постепенно вплоть до начала 2020 года.
— Необходимость издания проекта указания вызвана сложившейся ситуацией на рынке обязательного страхования — высокая убыточность, проблемы правоприменения, доступность страховых услуг, — говорится в пояснительной записке к документу.
Первым новшеством стало расширение так называемого тарифного коридора. Это те рамки, в которых страховщики могут выбирать то или иное значение базового тарифа, тем самым конкурируя между собой. Коридор расширили на 20% в каждую сторону, и теперь базовый тариф ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физлицу, может составлять от 2746 до 4942 рублей (сейчас 3432 — 4118 рублей).
При этом, верхняя граница коридора для мотоциклов и мотороллеров снижается на 10,9%, а для легковых автомобилей юридических лиц — на 5,7%.
Следующая новация касается коэффициента, который используется при расчете тарифа в зависимости от возраста водителя и его водительского стажа. Сейчас таких коэффициентов четыре — от 1 до 1,8. В опубликованном проекте их уже 50 — от 0,96 до 1,87. То есть молодым и неопытным водителям придется заплатить больше, а опытным — меньше.
Коэффициент бонус-малус (зависит от аварийности водителя) предлагается рассчитывать в начале каждого года. Сейчас он рассчитывается на дату окончания действия предыдущего договора ОСАГО, что приводит к злоупотреблениям, отмечают в ЦБ. Кроме того, страховая история будет закреплена только за водителем (сейчас в некоторых случаях история привязывается к автомобилю).
В ЦБ подсчитали, что в случае введения в действие новых тарифов, средний полис ОСАГО обойдется водителю в 7000 рублей, в то время как сейчас он стоит 5800.
Однако уже сейчас около миллиона водителей, по оценке Российского союза страховщиков, ездят без полиса. Штраф за это составляет 800 рублей и некоторые водители считают, что им выгоднее заплатить его, чем покупать полис. Если полис подорожает, то таких людей станет еще больше, полагает представитель Федерации автовладельцев России в Петербурге Дмитрий Можегов.
— Практика показывает, что в тех регионах, где резко увеличилась стоимость полиса и упала планка жизни, люди просто, по-русски говоря, забили на это и всё. Сейчас очень активно развиваются мошеннические схемы, когда полис изготавливается с помощью полиграфии. Он не имеет никакой юридической силы, и нужен только, чтобы показывать гаишникам, — говорит эксперт.
Но председатель комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александр Баклушин не верит в то, что нарушителей станет больше.
— Эти изменения не глобальные, — говорит он. — Изменения тарифа составляют менее стоимости одного банка бензина. Бензин подорожал, но никто же не перестал ездить на автомобилях.
Александр Баклушин указывает на то, что для водителей с большим стажем, не попадающих в аварии, полис ОСАГО даже подешевеет. Расчёты подтверждают эти слова. Сейчас петербуржец старше 22 лет с водительским стажем более трёх лет, не попадавший в аварии, пользующийся машиной мощностью менее 50 л.с., должен платить за полис от 1853 до 2224 рублей. По новым тарифам разброс составит 1423 — 2562 рубля. Вопрос только в том, согласятся ли страховщики считать по нижней планке.