Прямой эфир

Топ-7 самых спорных «шедевров» современной архитектуры Петербурга

Александр Саблин
10 декабря 2018, 20:40
Одни эксперты жестоко критикуют проект нового музея блокады на Смольной набережной, а другие вручают ему архитектурный «Оскар». Для современного Петербурга это норма. Можно вспомнить немало зданий, вызывавших в последние годы столь же бурные споры.
Фото: globallookpress.com/ Peter Kovalev

В Петербурге в 21-м веке успели совершить немало несомненных градостроительных ошибок. Ярким примером является здание бизнес-центра «Биржа» на Васильевском острове. Чтобы спасти исторические панорамы, администрации города пришлось заставить инвестора снести два верхних этажа. Однако и куда менее кошмарные архитектурные решения встречали как сторонников, так и активных критиков.

1. Вторая сцена Мариинского театра

Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

В Мариинке-2 прежде всего поражает контраст между торжественностью внутренних интерьеров и внешней непрезентабельностью фасада. Строительство сопровождалось многочисленными скандалами, а заказчик трижды менял архитекторов. На смену постмодернистским «мешкам» американца Эрика Мосса и золотому куполу француза Доминика Перро в итоге пришел проект малоизвестного канадского бюро Diamond Schmitt Architects, ставший своеобразным компромиссом. Вряд ли можно согласиться с теми, кто называет здание уродливым, но после пафосного международного конкурса от него ждали куда большего. Зато за интерьеры авторы справедливо получили премию Института инженеров-конструкторов Великобритании.

2. Стадион «Санкт-Петербург»

Фото: globallookpress.com/ Christian Charisius
Фото: globallookpress.com/ Christian Charisius

В Шанхае недавно сдали здание культурного центра «Бронзовая вуаль» по проекту бюро Нормана Фостера и студии Томаса Хизервика. Фасад здание прикрывает «вуаль» из движущихся труб. Лорд Фостер хотел строить и футбольный стадион для Петербурга, но в итоге конкурс выиграл японский архитектор Кисе Курокава. Однако и он спроектировал функциональный космический корабль-конструктор с выдвигающимся полем и закрывающейся крышей — уголок будущего в городе, где понятие «классика» имеет священный статус. Разумеется, больше всего проект критиковали за то, как велась стройка, но и чисто архитектурные решения пришлись по душе не всем. Не обошлось и без сравнений со стадионом Кирова. Есть люди, до сих пор считающие, что сносить его не стоило. Однако болельщикам «Зенита» новый стадион, кажется, полюбился.

3. «Лахта Центр»

Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov
Фото: globallookpress.com/ Zamir Usmanov

Петербургский небоскрёб имел не менее сложную судьбу, чем два предыдущих проекта. Первоначальный проект «Охта-центра» на правом берегу Невы вызвал ожесточённые споры, и в итоге высотное здание перенесли подальше от исторического центра. Основные архитектурные решения принадлежат британской RMJM. В итоге с этого года в туристических путеводителях по Северной столице можно указывать среди достопримечательностей и самый высокий небоскрёб в Европе. Основные претензии критиков касаются не столько внешнего современного футуристического дизайна, сколько панорам — здание такой высоты видно очень далеко. Зато какой вид на город откроется изнутри!

4. ТК «Штрих-код» на Народной

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Торговый комплекс в районе Володарского моста резко выделяется на фоне окружающей панорамы своими очертаниями, напоминающими тот самый штрих-код с упаковок товаров. Впрочем, построен он на фоне малопрезентабельных зданий далеко от исторической застройки и здорово оживляет местные ландшафты. Изначально комплексов должно было быть два — по обе стороны моста, но, как водится, в какой-то момент что-то пошло не так. Претензии к проекту, в основном, носят не эстетический, а эсхатологический характер. Некоторым петербуржцам штрих-код напоминает печать или начертание, о которых идёт речь в Откровении Иоанна Богослова.

5. БЦ «Лидер Тауэр»

Фото: citywalls.ru
Фото: citywalls.ru

Бизнес-центр «Лидер Тауэр» на площади Конституции какое-то время был самым высоким зданием Петербурга, достигнув 140 метров и превысив сакральную высоту шпиля Петропавловской крепости. Уже один этот факт не добавил проекту популярности, да и его внешний вид не поражает воображение. Многие отмечают, что здание видно из центра. Но главная претензия не к самому зданию, а к так называемому «медиафасаду». Фасад представляет собой гигантский экран высотой 100 метров, на котором крутят рекламу и различные ролики. Смольный несколько лет пытался доказать, что светящий экран не вписывается в городской ландшафт, но попытки заставить инвестора через суд снести конструкцию так ни к чему и не привели. Впрочем, медиафасад шокирует далеко не всех, части местных жителей он напротив нравится. В разгар судебных споров, когда экран погас, они даже писали петицию за возвращение красочных изображений.

6. Новая сцена Александринского театра

Фото: vk.com/alexandrinskytheater
Фото: vk.com/alexandrinskytheater

Поначалу казалось, что Александринка-2 вызовет немногим меньше споров, нежели Мариинка-2. Строительство развернулось в самом сердце Северной столицы на месте старинного здания, от которого оставили две стены. Основа фасада — стекло и металл. Однако сдержанные, но привлекательные архитектурные решения в итоге не вызвали ни особого отторжения, ни массовых восторгов. Вероятно, это связано и с тем, что здание не выходит на «красные линии», так что никаких панорам авторы не могли испортить, даже если бы очень захотели. Зато инновационная начинка со сценой-трансформером позволила новому зданию претендовать на статус самого технически совершенного театра в стране.

7. Новый музей блокады

Фото: studio44.ru
Фото: studio44.ru

Музей блокады в излучине Невы в отличие от всех вышеперечисленных проектов ещё находится в стадии реализации, но уже вызвал сопоставимые по масштабу споры. Во-первых, в Петербурге любые строительные работы в исторических районах вызывают подозрение, во-вторых, международный архитектурный конкурс получил большой резонанс, и мнения петербуржцев о том, как должен выглядеть музей, значительно разошлись. Победителем вышел Никита Явейн. Он уже внёс значительный вклад в современную петербургскую архитектуру, спроектировав Академию танца Бориса Эйфмана, Ладожский вокзал, БЦ Quattro Corti и другие здания.

Одна из претензий к новому зданию состоит в том, что оно не отражает тенденций современной архитектуры. С другой стороны, Явейн на днях получил за Музей блокады приз Всемирного фестиваля культуры в Амстердаме — своеобразный «архитектурный Оскар».

В любом случае строительство по утвержденному проекту — дело уже решенное. А как показывает пример Эйфелевой башни, со временем даже те сооружения, которые единодушно считались современниками архитектурной неудачей, порой становятся в глазах потомков чуть ли не главной туристической достопримечательностью.