Прямой эфир

Петербургский музей истории подводных сил России пополнился уникальными артефактами

Михаил Колокольцев
10 октября 2018, 14:53
Особый интерес представляет американский пулемёт «Браунинг», историческое происхождение которого выяснить пока не удалось.
Фото: музеймаринеско.рф

В петербургский музей истории подводных сил России передали уникальные артефакты: элементы крейсера «Изумруд» и миноносца № 208, построенных в Петербурге в конце XIX — начале ХХ веков и погибших в годы Русско-японской войны в Японском море.

Участники клуба «Восток» совместно с сотрудниками петербургского музея истории подводных сил РФ ведут исследования в Японском море уже два года, но убеждены, что глубины залива Петра Великого вблизи острова Скрыплёва скрывают ещё немало кораблей. Среди них — балтийский миноносец № 208, который подорвался на японской мине в 1904-м году и затонул. Недалеко от него нашли и останки русского крейсера, который взорвал экипаж, чтобы не сдаваться противнику.

Несколько артефактов со дна моря теперь займут своё место в экспозиции петербургского музея. Впрочем, один из предметов пока является загадкой для историков.

— Вот это историческое железо, как мы называем, представляет из себя американский пулемёт браунинг модели 1919 года, 100-процентно историческое происхождение мы назвать затрудняемся… гипотетически это может быть пулемёт, отбитый у американских интервентов в 20-м году красными партизанами, это может быть пулемёт со сбитого американского самолёта времён холодной войны, — отметил старший научный сотрудник музея истории подводных сил России им. Маринеско Юрий Ведерников.

Загадочный пулемёт с развороченным от взрыва дулом подняли с места гибели минного заградителя «Ворошиловск». А вот с происхождением элементов вооружения миноносца всё понятно: их сделали на заводах города не Неве, как и артефакты с балтийского крейсера.

В музее истории подводных сил России хранятся многие экспонаты с подлодок. Но свою лепту в эту историю внесли и балтийские корабли — участники русско-японской войны на Дальнем Востоке. В 1904—1905 годах русские боевые субмарины относились к классу миноносцев не только подводных, но и полуподводных.

— И именно они по железной дороге в преддверии русско-японской войны вместе с миноносцами надводными были отправлены на Дальний восток. Но присутствие их там уже сдерживало японского агрессора настолько, что японцы, потеряв два своих корабля на минных полях, думали, что потеряли они их именно благодаря боевым действиям наших подводных лодок, — рассказывает и.о. директора музея истории подводных сил России им. Маринеско Валерий Бобрус.

Кстати, первую российскую субмарину построили ещё в 1866 году на Балтийском заводе. А в конце 19-го века выпустили первую серию российских подводных лодок, защищавших Отечество на Чёрном и Балтийском морях, сражаясь нередко бок о бок с крейсерами и миноносцами. Их историю действительно не разделить. Тем более, когда речь идёт о Балтийском флоте. Сотрудники музея говорят, что к ним не просто поступили новые экспонаты, это боевые корабли вернулись на родину, хотя бы и в виде останков. По итогам экспедиций в ближайшее время будет подготовлена выставка, которую можно будет увидеть в стенах музея.

Напомним, ранее сообщалось, что петербуржцам покажут уникальные фотографии Дэвида Боуи.