Экономика
16:405 октября 2018

Реклама на 10 млрд рублей в Петербурге стала незаконной. Как раньше

Федеральная антимонопольная служба в суде второй инстанции добилась признания незаконным конкурса на размещение наружной рекламы в Петербурге. Впрочем, рекламный рынок города уже существовал несколько лет в «серой зоне».
Фото: globallookpress.com/ Aleksandr Schemlyaev

Суд апелляционной инстанции признал недействительным конкурс на размещение наружной рекламы в Санкт-Петербурге, состоявшийся в августе 2017 года. Его проводил комитет по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга, а оспаривала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Жалобы на конкурс стали поступать сразу же после того, как он был объявлен. Представители рекламных компаний жаловались на его условия. Например, цена (размер платы, которую победитель торгов должен ежегодно перечислять в бюджет города) была не главным критерием. Если один претендент повышал её на 90%, а другой — в несколько раз, оба оказывались в одинаковых условиях.

Рекламщики также были недовольны тем, что комитет по печати оставлял за собой право ежегодно индексировать размер платы с учётом инфляции. Они указали на опыт Москвы, где цену зафиксировали на 10 лет вперёд (срок действия контрактов).

Ещё одна претензия касалась требования резервировать для участия в конкурсе 20% от начальной стоимости, то есть несколько миллионов рублей, что не под силу небольшим фирмам. Жалобы касались и других, по мнению рекламщиков, необъективных критериев отбора.

Фото: globallookpress.com/ Evgeniy Kanaev
Фото: globallookpress.com/ Evgeniy Kanaev

Рассмотрев жалобы, ФАС предписала комитету изменить условия конкурса и объявить его по-новой. Комитет эти требования проигнорировал и провёл торги.

Всего было разыграно право размещать рекламу на 8200 конструкциях по всему городу. Их разбили на 23 лота. При начальной цене всех лотов 9,8 млрд рублей (совокупный размер годовой платы), итоговая цена составила 9,9 млрд.

ФАС оспорила проведение конкурса в суде и оштрафовала председателя комитета по печати Сергея Серезлеева. Однако суд первой инстанции антимонопольщики проиграли.

Проигрыш во второй инстанции комитет по печати также оспорит, сообщил Сергей Серезлеев РБК. Проигрыш грозит ему серьёзными последствиями.

— Комитет и ряд компаний обязаны провести двухстороннюю реституцию — организатор торгов расторгнуть договоры, вернуть полученные авансовые денежные средства, а организации, установившие рекламные конструкции, демонтировать их, — комментирует текущее решение суда заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
Рачик Петросян/ Фото: официальное сообщество ФАС России в vk.com
Рачик Петросян/ Фото: официальное сообщество ФАС России в vk.com

Президент Ассоциации операторов наружной рекламы Петербурга и генеральный директор компании «Постер», оказавшейся в числе победителей конкурса, Кирилл Опарин считает, что спор дойдёт до Верховного суда и позиция комитета по печати в нём устоит.

— У нас правовая позиция достаточно сильная. Мы уверены, что всё было по закону, — заявил он 78.ru.

Впрочем, нынешний проигрыш, по его словам, оказывает негативное влияние на рынок.

— Понятно, что это вносит нервозность на рынке, нервозность среди клиентов. Потому что мы прошли торги уже больше года назад, мы уже сделали платёж за второй год, мы выстроили сеть и начали работать спокойно. Но есть некие силы, которые не успокаиваются, стараются всё это расшатать и опять свести к нулю, — заявил Кирилл Опарин.

По его мнению, за этим стоят компании, не сумевшие победить в конкурсе.

Так или иначе, рынок наружной рекламы Петербурга уже существовал четыре года в «серой зоне». Предыдущий конкурс был проведён в 2008 году. В 2013-м сроки договоров по итогам этого конкурса истекли. По мнению ФАС, вся реклама, которую размещали в Петербурге после этого, была незаконной, так как контракты заключались в обход конкурсных процедур.

РекламаУФАССуд
Новости партнеров