Паоло Соррентино — из тех великих режиссёров, что определённо увлечены жизнью «сильных мира сего». Уже после съёмок первого сезона провокационного «Молодого Папы» мастер снял киноленту «Лоро». Именно она была представлена петербуржцам на фестивале «Послание к человеку» в воскресенье, 16 сентября.
«Лоро» разворачивает перед зрителем картину жизни богатых и влиятельных итальянцев. Но в центре всех интриг — сам Сильвио Берлускони, итальянский премьер-министр, ставший рекордсменом как по времени пребывания на своём посту, так и по скандальности своего «правления».
Через образ Берлускони режиссёр показывает нравы, мысли и душевные движения всех тех, кого он обозначил словом «лоро». «Лоро» означает «они», но поневоле приходит в голову мысль, что Соррентино говорит вовсе не о конкретных людях — он рассуждает о нравах, философствует о добре и зле, вскрывает «язвы общества», обличает власть имущих.
Впрочем, в интервью журналистам на петербургском кинофестивале сам Паоло Соррентино эту мысль опроверг. Режиссёр подчеркнул, что «Лоро» на самом деле — «не столько об обществе и нравах, сколько о чувствах одной определённой социальной группы в один определённый исторический момент». Конечно, размышлять о гнилости человеческой натуры в ярких и узнаваемых образах всегда интересно, но в новом фильме итальянского мастера интересовали конкретные лица и слепки характеров.
Идея «Лоро» вызревала в голове режиссёра долго — он сам признаётся, что ему очень давно хотелось снять фильм о Берлускони и «персонажах», что окружали его на посту и в жизни. К тому же, сам экс-премьер Италии, по мнению Соррентино, «обладает очень кинематографичными чертами» — а значит, грех было не запечатлеть столь эффектного «героя» в кино.
Но съёмки дались итальянскому мастеру непросто — в этом он также сам признался на пресс-конференции в Петербурге. Реализовать все идеи было сложно.
До «Молодого Папы» и «Лоро» Паоло Соррентино уже не раз исследовал мир «влиятельных и знаменитых», которые так часто оказываются либо разочарованными и опустошёнными, либо гнилыми и насквозь пропахшими ложью, либо — но гораздо реже — удивительно противоречивыми и глубокими, яркими личностями. Так, картина «Великая красота» рассказывает о потерявшемся в жизни пожилом писателе, который создал лишь одну великую книгу — и то много, много лет назад.
Но в центре повествования — не книга и даже, по сути, не сам писатель, баловень судьбы, уставший от роскоши и безумных вечеринок, а великая красота вечного города — Рима. И город здесь, пожалуй, ещё более значимый персонаж, чем сам главный герой.
Интересно, что до своего последнего, самого свежего фильма «Лоро» Паоло Соррентино уже затрагивал тему политики. Фильм «Изумительный», снятый десять лет назад, повествует также о премьер-министре — но о совсем другом. Джулио Андреотти начал свою карьеру в правительстве Италии в 1947 году, а уже в 1958, в возрасте 39 лет, стал министром казначейства. Между прочим, рассказывая о «маленьком человеке в гуще невероятных событий», режиссёр награждает его самыми разными эпитетами, среди которых «Вельзевул», «Лиса», «Горбун» и даже — кто бы мог подумать — «Чёрный Папа» (The Black Pope).
В нашумевшей три года назад картине «Молодость» — также истории людей «высшего света» с их «кризисом личности» и творчества, усталостью от света и жизни и главным вопросом — что дальше? Один из главных героев — прославленный композитор и дирижёр, второй — режиссёр, у которого дома на полочке пылится «Оскар». Эти люди, в точности как Папа в исполнении Джуда Лоу, показаны как простые люди со своими, на самом-то деле, обычными чувствами — несмотря на слепящий блеск вокруг них.
Но всё-таки ни один из этих фильмов итальянского маэстро, наверное, не вызвал такого ажиотажа и такой горячей любви зрителей, как «Молодой Папа». Сериал можно по праву назвать вершиной творчества режиссёра — по крайней мере, на данный момент. Но почему такое произошло не с полнометражным фильмом, а с телесериалом?
Сам Паоло Соррентино не видит в этом ничего удивительного. В интервью журналистам перед открытием фестиваля «Послание к человеку» мастер отметил, что сериалы подобны романам — по своей сути они даже ближе к этому жанру, чем к кино. При этом, серии в данном случае являются главами.
По мнению режиссёра, многим людям удобней и приятнее всего «прочитать главу», то есть посмотреть серию, дома, в приятной обстановке, тогда, когда хочется.
— Романы — очень древний вид искусства, гораздо более древний, чем кинематограф, Он утвердился в нашем сознании, и поэтому романы нам гораздо ближе, и, соответственно, — телевизионные сериалы, — отметил режиссёр в интервью петербургским журналистам.
Интересно, что не только Соррентино придерживается такого мнения: известный кинокритик Наталия Скороход в беседе с 78.ru о скандинавских сериалах также подчёркивала, что у людей всегда была, есть и будет потребность в «параллельной жизни», в которую можно погружаться регулярно. Раньше эту функцию выполняли романы (к слову, многие романы публиковали в периодических изданиях кусками, и люди так же ждали новых глав, как сегодня ожидают новых серий). Сейчас же в «иную реальность» каждый вечер нас погружают сериалы.
Но «Молодой Папа» — это вовсе не «роман для убийства времени». В этом своём детище великий итальянец показал самого противоречивого героя из возможных. Молодой кардинал был избран Папой «совсем зелёным» — в 47 лет (для Ватикана это, можно сказать, подростковый возраст). «Подковёрная история» персонажа Джуда Лоу проста: молодым понтификом кардиналы собирались управлять как марионеткой. Но вместо этого пришёл несгибаемый революционер, ломающий все правила и стереотипы.
В то же время, Пий XIII (выдуманная, к слову, личность) становится самым консервативным из «духовных правителей» католического мира. Он надевает тиару, которая много лет хранилась как реликвия и знак власти, он заплывает к собравшимся кардиналам на носилках в окружении слуг, несущих опахала, он курит там, где не курил никто… И вот уже по садам Ватикана скачет кенгуру, а пыльный серпентарий святого места ломают серьёзные и суровые изменения.
Но при этом мы видим не политику — точнее, не только её. Мы видим измученную кошмарами и мыслями о детстве и несправедливости личность простого человека, чувства, которые ломают его изнутри так же, как он ломает Ватикан.
Что нас ждёт в новом сезоне «Папы»? На пресс-конференции сам Паоло Соррентино сообщил, что к съёмкам второй части сериала он приступает уже в ноябре 2018, причём к работе всё давно готово. Сам же сериал выйдет через год, в ноябре 2019. Сыграет там и Джуд Лоу, а также Джон Малкович. Однако название будет другим — «Новый папа». Так что не исключено, что следующей осенью нас ждёт встреча с совсем другим главным героем.
Журналистам Соррентино признался, что был бы очень счастлив, если бы «Молодой Папа» превратился в крупный и длинный проект. Однако среди главных желаний режиссёра сегодня — снять фильм о родном городе Неаполе.