Прямой эфир

«Водные маршрутки» Петербурга 10 лет спустя: забыть или возродить?

Анна Федотова
11 августа 2018, 11:01
Ровно 10 лет назад в Петербурге заработал новый вид общественного транспорта – аквабус. С тех пор он пережил взлет и падение. Есть ли перспективы у водного транспорта сейчас, выяснял 78.ru.
Фото: wikipedia.org/ Drozdov VA

11 августа 2008 года состоялся первый рейс водного автобуса из центра Петербурга в Кронштадт. Название «аквабус» приживется за ним чуть позже, но начало общественному транспорту на воде в современном Петербурге было положено.

Вообще-то лодки-гондолы возили петербуржцев еще в 17 веке. В 19 веке их сменили речные трамвайчики. Но впоследствии они утратили свои транспортные функции, превратившись в развлекательно-туристический аттракцион. Коим являются и сейчас.

Вернуть Петербургу водный транспорт было одной из идей губернатора Валентины Матвиенко, питавшей склонность к масштабным проектам. В 2009 году рейсы в Кронштадт стали регулярными. А с 2010-го стали появляться внутригородские маршруты по Неве: от ЦПКиО до Арсенальной набережной, от гостиницы «Москва» до Медного всадника и т.д. Как правило, путь по воде занимал гораздо меньше времени, чем наземным транспортом.

— Уверена, что мы поступили правильно. Не использовать преимущества города, водную гладь для организации общественного транспорта было бы большим упущением, — говорила Валентина Матвиенко.

Как и остальной общественный транспорт, аквабусы дотировались из городского бюджета. Общая сумма дотаций достигала 120 млн рублей в год. При этом за одну навигацию они перевозили до 400 тыс. пассажиров.

Но губернатор города сменился и новые чиновники решили, что водный транспорт невыгоден городу. Размер субсидии начали уменьшать, цены на билеты — увеличивать. Проезд подорожал с 50 до 300 рублей. Но и это не помогло. С 2016 года город прекратил субсидировать аквабусы и они перестали работать.

— В пересчете на каждого пассажира достаточно большие деньги выделялись из бюджета Санкт-Петербурга... Если мы говорим о водных перевозках, то здесь существенного потенциала в качестве массовой перевозки людей из точки А в точку Б, используя водные артерии, мы не видим, — прокомментировал 78.ru заместитель председателя Комитета по транспорту Петербурга Алексей Львов.

Впрочем, идея водных автобусов продолжает будоражить умы. Предложения на этот счет исходят, например, от экспертов ИТМО.

— Работа водного транспорта, если мы воспринимаем его как общественный транспорт, должна, во-первых, начинаться с раннего утра, чтобы люди могли ездить на нем на работу. Должны быть удобные интервалы движения, не раз в час. Люди должны точно понимать, когда придет их транспорт, — рассказывает сотрудница лаборатории «Оптимальные транспортные системы» ИТМО Валентина Соловьева.



Опрос, проведенный 78.ru в соцсетях, показал, что, многие горожане ждут возвращения аквабусов, хоть и указывают на некоторые недостатки этого транспорта.

— Вспоминаем до сих пор с грустью, что так быстро все закончилось, — говорит Александр.
— Было бы замечательно соединить два берега залива, с юго-запада в Приморский район. Но такого даже в планах нет, — сетует Светлана.
— Пришлось воспользоваться услугами, но было очень страшно, они лёгкие, казалось волны собьют, больше не рисковали, — рассказала о своем опыте Юлия.