Петербургские искусствоведы и музейные деятели взбудоражены: полицейские изъяли у москвича, приехавшего в Северную столицу за подарками, сенсационный арт-объект. Не исключено, что это неизвестное произведение искусства авторства Казимира Малевича. Если догадка подтвердится, то оно будет стоить десятки миллионов долларов, а для музеев находка и вовсе бесценна.
Петербургские полицейские изъяли неизвестный шедевр супрематизма на одной из городских парковок. Во время обычного досмотра в багажнике приехавшего в Северную столицу москвича нашли странный предмет. Внимание сотрудников привлек не столько сам архитектон, сколько висящая на нем бирка. На ней черным по белому написано: «К. Малевич». Такое авторство заинтересовало полицейских, а вот владелец авто даже не знал, что именно лежит в свертке в его багажнике.
— Оно лежало в черном полиэтиленовом пакете завернутое. Даже не знаю, как это называется, деревяшка! Страшная такая, если честно. Мы, когда вскрыли, я увидел это чудо природы, это же вообще ужас. Но сзади там увидели «К.Малевич». Какой Малевич? Константин? Кирилл Малевич? Но это на них произвело такой фурор. Они: «О! Что-то поймали!», — рассказал Антон Зиновьев, в багажнике которого и нашли необычный арт-объект.
Страшная деревяшка, как выразился хозяин машины, принадлежит его другу, предпринимателю из Москвы. Тот ее, якобы, купил в Петербурге в подарок товарищу из Брюсселя. Но за границу предполагаемый шедевр так и не уехал. Красно-белый архитектон изъяли полицейские.
Оказалось, что полицейские неплохо разбираются в искусстве. Ведь не каждый знает, что от Каземир Малевич славится не только холстами. От плоскости он в свое время действительно перешел к объемному искусству. И создавал те самые архитектоны — модели из гипсовых и деревянных брусков. Но все они были белыми с редкими черными акцентами. Однако найденная в багажнике «деревяшка» — красное. Такую никто не только никогда не видел, о ней даже не слышали. Что только повысит её стоимость, если подтвердится подлинность произведения искусства. Такая вероятность есть. Ведь сколько их создал художник, точно не установлено, говорят: от 10 до 20. И только два из них — в Русском музее.
— Можно проанализировать сохранившиеся фотографии, есть отчеты государственного института художественной культуры, где упоминается какое-то количество в разные годы. То есть теоретически, наверное, возможно. Но практически — сейчас столько всяких подделок, — не уверена в ценности неожиданной находки полицейских ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Ирина Карасик.
Человек, который продал архитектон тому самому предпринимателю из Москвы, живет под Петербургом. Но найти его не удалось, мужчина явно скрывается. Зато удалось поговорить с его матерью. Она подтвердила — предметы искусства он и раньше продавал. Непонятно только, настоящие или сам делал копии.
Пока единственный аргумент в пользу оригинала — бирка на архитектоне с именем супрематиста. В академии Штиглица такими увешана вся стена, студенты их делают на первом курсе. Кажется, хоть сейчас на любой вешай бирку «К. Малевич». Но специалисты уверены, что все не так просто.
— Опытный глаз он всегда увидит — это работа студента или это работа мастера. Но, что касается копии, то здесь могут быть сложности, потому что современные технологии — сейчас можно на 3д принтере все что угодно напечатать, — уверен доцент СПБГХПА им. Штиглица Сергей Горчанинов.
В этой истории много вопросов, ведь вряд ли полицейские стали бы отслеживать путь бутафорской копии. Судя по всему, операция давно и тщательно готовилась.
— То есть явно прошла оперативная информация о том, что в руки этого человека попал предмет, вполне возможно, представляющий особую культурную или историческую ценность, — поделился мнением экс-следователь прокуратуры, майор юстиции запаса Алексей Королев.
Возможно, полицейские знают больше об архитектонах Малевича. Не зря же облаву устроили в Петербурге, а к границе даже не дали приблизиться. Хотя пассажира и водителя иномарки, после изъятия арт-объекта отпустили.
Сейчас архитектон выставлен в отделе полиции. И видели его только оперативники, даже фотографии нет. Но, что бы ни определила экспертиза, понятие «красный архитектон» наверняка войдет в обиход искусствоведов: либо как неизвестная ранее работа художника, либо как пример дурной подделки произведений искусства.