К пешеходам, пострадавшим в результате ДТП, нельзя будет предъявить так называемое регрессное требование по ОСАГО. Соответствующий законопроект Правительство РФ вносит в Госдуму.
Регрессное требование имеет право подать страховая компания к виновнику ДТП для компенсации своих расходов — выплат застрахованному лицу. В авариях с участием пешеходов автомобили нередко получают повреждения. Пострадать в них может и водитель, например, врезавшись с препятствие, чтобы избежать столкновения с пешеходом. В правительстве решили уточнить возможные основания для предъявления регрессных требований.
— Не допускается предъявление такого требования к виновному в дорожно-транспортном происшествии пешеходу, получившему ранение, увечье, либо погибшему в результате ДТП, а также к его родственникам и наследникам, — говорится в материалах правительства.
Справедливо ли взыскивать компенсации с пострадавших пешеходов, спорили давно. В 2012 году один из таких споров дошел до Верховного суда, который вынес решение о законности подобной практики. Были и случаи исков к наследникам погибших в ДТП. Например, такое требование несколько лет назад выставляла страхования компания после ДТП в Петербурге. Правда, погибшая была водителем, но все равно, многие считали кощунственным требовать денег от убитых горем родственников.
— Было несколько дел достаточно шумных, когда люди взывали к справедливости, — рассказывает генеральный директор юридического бюро «Правила страхования» Алексей Кузнецов. — В их понимании справедливость — это то, что наследники погибшего в ДТП пешехода не обязаны возмещать убытки большой компании, у которой много денег. Справедливость приравнивали к жалости. С юридической стороны здесь справедливостью не пахнет.
Алексей Кузнецов напоминает, что пешеходы и так сильнее защищены законом, чем водители. Так, Гражданский кодекс предписывает владельцам транспортных средств компенсировать ущерб, причиненный пешеходам, вне зависимости от того, по чьей вине произошло ДТП. Если внесенный законопроект примут, перекос станет еще сильнее, считает эксперт.
— Получится откровенный перекос в законе, то есть дифференцирование причинителей ущерба по их статусу. Если ты пешеход, то ты не возмещаешь ущерб, а если ты автомобилист, то ты возмущаешь ущерб. Здесь дискриминацией попахивает, — говорит Алексей Кузнецов.
Водителей штрафуют за нарушения Правил дорожного движения гораздо чаще, чем пешеходов, напоминает адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Николай Конин.
— Получается, мы имеем дело, по сути, со способствованием тому, чтобы люди, имеющие склонность к нарушению Правил дорожного движения, являясь пешеходами, и дальше продолжали нарушать Правила дорожного движения, — комментирует он законопроект.
У внесенной инициативы может быть еще одно последствие. Как известно, ОСАГО — убыточный вид страхования для страховых компаний. В 2017 году, по данным ЦБ, они потеряли на нем в общей сложности 15 млрд рублей. На этом фоне постоянно появляются инициативы по повышению стоимости полисов. И если законопроект примут, убытки страховщиков станут еще больше.