В Госдуму внесён проект закона, который не позволит лишать водительских прав велосипедистов, покинувших место ДТП. Сейчас такая санкция установлена. Под водителями в Правилах дорожного движения понимаются не только водители автомобилей, но и велосипедисты, лица, передвигающиеся на инвалидных колясках, и даже погонщики животных.
Законопроект уточняет, что санкция касается исключительно водителей транспортных средств, управление которыми требует наличия прав.
Авторы законопроекта прямо говорят в пояснительной записке, что поводом к внесению инициативы стал инцидент, случившийся 28 мая в Петербурге. Велосипедистка Светлана Князева сбила человека на тротуаре. Информация поступила в ГИБДД, где, по словам Светланы, возбудили административные дела сразу по трём статьям: движение по тротуару, причинение в результате ДТП лёгкого или среднего вреда здоровью и самовольное оставление места ДТП.
По словам Светланы, когда она пришла давать объяснения в ГИБДД, права на управление автомобилем выпали из паспорта на стол и увидевший это сотрудник тут же понял, что делать в сложившейся ситуации — лишать петербурженку прав.
Этот случай вызвал большой резонанс в СМИ, и через несколько дней Светлане позвонили из ГИБДД, сообщив, что дела по двум статьям будут отозваны. Останется лишь причинение вреда здоровью, за которое ей грозит штраф от 1000 до 1500 рублей.
В ГИБДД 78.ru сообщили, что никто и не собирался лишать велосипедистку прав, дескать, она всё неправильно поняла. А заодно пояснили, как действовать в подобной ситуации — звонить по номеру 112. Там разберутся, в чьём ведении находится место происшествия — ГИБДД и местного участкового — и скажут, что делать дальше. Отбирать права у велосипедистов в любом случае не будут, уверили в Госавтоинспекции.
Сами велосипедисты говорят, что случаи столкновения с пешеходами в Петербурге не редкость.
— Столкновения велосипедистов и пешеходов происходят довольно часто, и бывает, что люди получают травмы. Я знаю, что, например, за аналогичный случай велосипедистка в Курортном районе получила штраф 10 000 рублей, — рассказывает лидер движения «Велопитер» Илья Гуревич.
По его словам, велосипедисты вынуждены ездить по тротуарам просто потому, что на дорогах многим элементарно страшно. При разрешенной скорости 60 км/ч большинство машин разгоняется до 80, поскольку за превышение на 20 км/ч водителей не штрафуют. А велодорожки, появляющиеся в городе, остальные участники движения пока что зачастую игнорируют. В том числе, пешеходы.
— Пешеходы ещё не приучены к мысли о том, что ходить по велодорожкам пешеходу нельзя. Я это на себе прочувствовал, когда лет 20 назад впервые попал в Европу, и меня всё время давили велосипедисты. Потому что у нас никаких велодорожек не было, и я никак не мог привыкнуть к тому, что, подходя к дороге, я должен остановиться на краю тротуара, а не на велодорожке. Это болезнь роста… Многие велосипедисты жалуются, что есть, например, велосипедные дорожки, которые проложены в Муринском парке, и их очень любят мамы с колясками. И возникает конфликт, — говорит Илья Гуревич.
Учитывая, что пока в Петербурге от потребностей велосипедистов отстаёт и инфраструктура, и законодательство, и правоприменительная практика, любители двухколёсного транспорта предпочитают решать возникающие проблемы самостоятельно. Так, в случае столкновения с пешеходом, среди велолюбителей действует правило: договаривайся на месте. Нужна помощь — окажи, требуют компенсацию — заплати.
— А если начать в этом разбираться досконально, подключая компетентные органы, то получается то, что у меня получилось, когда никто не знает что делать, — делает вывод Светлана Князева.