Правительство РФ не возражает против того, чтобы ГИБДД делилась информацией о владельцах автомобильных номеров с местными органами власти. Это следует из поправок, которые кабинет министров подготовил в соответствующий законопроект, рассматриваемый Госдумой. Как сообщают «Известия», это должно облегчить работу муниципалов, к полномочиям которых отнесены административные штрафы за парковку в неположенных местах, например, на газонах.
На самом деле, как выяснил 78.ru, всё гораздо сложнее. Во-первых, сам законопроект идёт через Госдуму тяжело. Он был внесён ещё в июле 2017 года и только в апреле этого года прошёл первое чтение. Дата второго чтения до сих пор не определена. И это несмотря на то, что его отчаянно лоббируют власти регионов России, в том числе Санкт-Петербурга.
Дело в том, что законопроект в первую очередь должен помочь регионам в полной мере запустить у себя платные парковки на улицах городов. Именно с такой целью, судя по пояснительной записке, его разработала группа членов Совета Федерации. Напомним, что у регионов есть право создавать платные парковки, но нет возможности штрафовать тех, кто за них не платит. ГИБДД не даёт чиновникам данные о водителях по номерам машин, ссылаясь на отсутствие полномочий.
Теперь выясняется, что у документа есть «побочный» эффект и им могли бы воспользоваться органы местного самоуправления — муниципальные советы. У них тоже есть полномочия в области административного законодательства, например, право собирать штрафы за нарушения в области благоустройства. Однако, по словам муниципалов, у них не возникало проблем с привлечением к ответственности лиц, припарковавших свой автомобиль на газоне.
— Когда мы выписывали протоколы, мы их передавали в районную административную комиссию. Люди (автовладельцы — ред.) на административные комиссии приходили, адреса их как-то узнавались, — рассказал депутат муниципального совета МО «Округ Петровский» Дмитрий Ильковский.
Так было до 2015 года, когда Городской суд отменил статью 32 закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Именно эта статья была посвящена парковке на газонах. На судебные тяжбы ушло два года. В феврале 2018-го она была принята в новой редакции.
— Размещение транспортных средств на территориях, занятых зелёными насаждениями общего пользования, территориях детских площадок, спортивных площадок, площадок для выгула животных влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 5000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 150 000 до 500 000 рублей, — говорится в ней сейчас.
То есть про газоны — ни слова.
— Всё очень плохо. Сейчас муниципалы практически не могут привлекать к ответственности парковщиков на газонах. Единственное, что сейчас спасает газоны — это заборчики, которые не дают возможности физически заехать, — сетует лидер движения «Красивый Петербург» Красимир Врански.
И это несмотря на то, что тот же «Красивый Петербург», изучив законодательство, ещё в 2016 году пришёл к выводу, что и без злополучной 32-й статьи машины ставить на газоны нельзя и штрафовать за это могла бы, например, ГИБДД. Но в автоинспекции думают иначе и пишут отказы в возбуждении административных дел по заявлениям граждан. Словом, в юридических дебрях немудрено заблудиться.
По мнению депутата Дмитрия Ильковского, проблему надо решить радикально: не размазывать полномочия по разным органам власти, а напротив — собрать их в одном месте.
— Должен быть один орган, — говорит депутат. — Есть, например, у нас при МВД Центр исполнения административного законодательства, он занимается всеми административными правонарушениями. Мне кажется, что лучше было бы, если бы орган МВД и занимался всем этим.