Прямой эфир

Худрук или директор: в Петербурге решили, с кого должен начинаться театр

Роман Павлов
22 мая 2018, 13:02
В Александринском театре прошла конференция Гильдии театральных режиссёров России, результаты которой направят министру культуры.
Фото: alexandrinsky.ru

Для Гильдии театральных режиссёров России важно иметь право назначать директоров театров по согласованию с их художественными руководителями или главными режиссёрами. Тема разделения полномочий — одна из самых острых в театральной среде — обсуждалась на встрече в Александринском театре.

Председатель гильдии Валерий Фокин принимал коллег из всех уголков страны в Царском фойе. Вступительное слово худрука Александринки мгновенно задало тон всей конференции.

— Казалось бы, разделили: вот — хозяйственная сфера, вот — творческая сфера, вы этим занимаетесь, а я — этим. Но потом возникают ситуации, когда и унитазы становятся важной творческой частью, — сказал художественный руководитель Александринского театра.

Как разделить театральные полномочия, и кому дано играть первую скрипку, а кому обеспечивать творческий процесс комфортом — тема в театральном сообществе не просто актуальная, едва ли не самая главная, особенно в последнее время. И вот теперь её обсуждение может наконец привести к решению вопроса. По просьбе министерства культуры, режиссёры должны определиться, какая форма управления для них наиболее приемлема.

— Нужно принять какое-то решение, которое и защитило бы художников от полноты ответственности, которая им не свойственна и не нужна. И одновременно бы сохранило им творческую свободу, что очень сложно, — отметил ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Сейчас к российским театрам есть конкретное требование: обязательно должны быть художественный руководитель и директор, ответственный за административно-хозяйственные нужды. Это может быть один человек или два разных специалиста. Примечательно, что в процессе обсуждения негодование выражали именно те, кто занимается исключительно творческой деятельностью.

— Интересно, что директор хабаровского Театра драмы закончил в своё время политехнический институт, он — инженер-конструктор танков. Я понимаю, что «броня крепка и танки наши быстры», но зачем театр рушить? — задаётся вопросом режиссёр Роберт Манукян.

Режиссёры обвиняют в бедах театров директоров, директора — режиссёров. И те и другие ссылаются на некомпетентность друг друга в своих областях. Ну, а те специалисты, которые работают в мире и согласии, считают, если худрук может не вникать в организационную специфику, то директор просто обязан хоть что-то понимать в искусстве.

— Я упоминаю о своих взаимоотношениях с директором не потому, что это единичный случай. Я очень много таких случаев и слышу, и вижу, и знаю, когда обстановка накалена до такой степени, что и труппа боится. Она не знает, куда смотреть — в сторону худрука или директора, — пояснил Роберт Манукян.

За примерами творцы далеко ходить не стали, практически каждый в своей речи вспомнил историю Юрия Бутусова — теперь уже бывшего художественного руководителя театра имени Ленсовета. Мэтр покинул свой пост как раз из-за разногласий с директором. Часть членов гильдии встала на сторону режиссёра, но некоторые посчитали скандал вполне ожидаемым.

Председатель Гильдии, худрук Александринского театра Валерий Фокин в этом вопросе решил соблюсти нейтралитет и не занимать чью-то сторону. Он лишь ещё раз обратил внимание, что директор и художественный руководитель — люди заведомо разной формации.

В итоге режиссёры решили, что идеальная для них модель — так называемая вариативность. Однако последнее слово обязано оставаться всё-таки за творческим сектором. То есть именно худрук должен либо назначать директора, либо просто им стать, принимая полный объём полномочий. Результаты конференции члены гильдии направят министру культуры.