Они бились плечом к плечу с фашистами на Невском пятачке, а после потеряли друг друга на несколько десятилетий. Восстановить дружбу четверых однополчан помог глава государства Владимир Путин, чья судьба оказалась неразрывно связана с ветеранами.
Сегодня их осталось всего четверо. Первокурсница и школьные выпускники, хитростью записавшиеся в ленинградское ополчение и попавшие в самое пекло. Теперь, когда добровольцам уже далеко за 90, они снова здесь — на Невском пятачке.
Под таким названием в историю вошёл плацдарм на восточном берегу Невы, с которого красноармейцы пытались прорвать блокаду Ленинграда. В новом военном музее восстановили участок кровавого места. Здесь все как тогда — промороженная земля, искорежённая техника и люди, большинству из которых не было суждено прожить и двух дней.
С военных пор так и говорят — кто миновал смерти на Невском пятачке, тот второй раз родился.
Михаил Зорин тогда успел запомнить только фамилию раненого солдата — Путин. Это был Владимир Спиридонович Путин — будущий отец будущего президента России. На Невском пятачке он получил тяжёлое ранение обеих ног. Бойца надо было срочно эвакуировать на другой берег, только там можно было найти спасение. Но почти полкилометра по льду предстояло преодолеть под прицельным огнём.
— Я его поддерживал. Сначала ещё один помогал с другой стороны. Я сказал — не надо, одного человека хватит. Идти надо было метров 300, может 500…Я его донес, сдал в заградотряд и там санитарка, — вспоминает ветеран Михаил Зорин.
Спаситель и спасённый солдаты потерялись на долгие годы. И встретились только спустя 20 лет после победы, уже не надеясь увидеть друг друга живыми.
Всем однополчанам удалось воссоединиться уже в «нулевые» — после того, как сын спасённого красноармейца Владимира Спиридоновича Путина проделал архивную работу. С тех пор добровольцы стали лучшими друзьями. Встречаются не только по праздникам, каждый день созваниваются. И все вместе провожают своих товарищей. Теперь их осталось всего четверо.