Прямой эфир

На Левашовской пустоши 22 года назад открылся мемориал жертвам сталинских репрессий

Алиса Мун
15 мая 2018, 19:25
На месте монумента захоронены десятки тысяч невинных людей.
Фото: gulagmuseum.org

15 мая 22 года назад в Ленобласти установили памятник «Молох тоталитаризма». Он расположен в Левашовской пустоши, месте, где похоронены десятки тысяч жертв сталинских репрессий. Изображение именно этого мемориала иллюстрирует слова «тоталитаризм» и «репрессии» в энциклопедиях.

Левашовская пустошь на протяжении долгих лет была закрытой территорий НКВД. За этим забором похоронены около 46 тысяч человек. Все они — жертвы сталинских репрессий. Тут же находится и место стихийного захоронения расстрелянных с 1937 по 1954 год.

Информацию об этой территории обнародовали только 29 лет назад. Погибшие здесь люди были арестованы не за реальные преступления, а за национальное происхождение, политическое прошлое, вероисповедание и социальный статус. Следствия по их делам, как правило, были упрощёнными. В качестве доказательств хватало доносов.

Виталий Гамбаров вместе с соавтором — своей супругой — изучали дела арестованных перед созданием первого в мире памятника жертвам сталинских репрессий. Вот монумент стоит напротив входа на мемориальное кладбище. Его рабочую модель заметил на выставке в союзе художников Анатолий Собчак. По его же распоряжению мемориал открыли здесь 22 года назад.

Изначально памятник хотели установить напротив следственного изолятора «Кресты». Ведь именно там проводилась часть расстрелов. Но скульпторы отказались от этой идеи. Посчитали свою работу под названием «Молох тоталитаризма» слишком жесткой для обычной городской среды.

— Это памятник необычный, к нему нельзя класть цветы. Это памятник боли, предупреждение, чтобы не повторилось это тоталитарное зло. Это госстандарт по убийству собственных граждан, — отметил Гамбаров.

Репрессированных здесь не хоронили по каким-либо обычаям. Тела просто складывали в ямы друг на друга. Поэтому вместо стандартных могил здесь находятся фотографии погибших на деревьях, ленточки, страницы из дел. Такие вот личные доказательства кровавой истории нашей страны, которая долго была табуирована и о которой теперь никак нельзя забыть.