Накануне, 18 января оперативники уголовного розыска наткнулись на необычного гражданина, проживавшего в подвале без прописки и регистрации. Двухметровый нильский крокодил ютился в маленьком цементном бассейне в подвале дома по улице Шахматова в Петергофе. Как выяснилось, его хозяином является петербуржец, который увлекается исторической реконструкцией.
Соседи любителя опасных увлечений рассказали, что разведением крокодилов он занимается уже не первый год – как минимум с 2005 года у петербуржца квартируют рептилии. Только вот куда деваются животные, достигнув внушительных размеров?
Петергофский крокодил – не первый гость из жарких стран, обнаруженный в Северной столице. Почти четыре года назад, в начале марта 2014 года, совсем маленького нильского крокодильчика обнаружил дворник. Малыш, которому, по оценкам специалистов, было 2-3 дня от роду, прятался у мусорных баков в Калининском районе города.
Смелый дворник не испугался, а осторожно поймал крокодила, после чего позвонил начальству и (предварительно предупредив, что абсолютно трезв), сообщил о находке. В результате, на первую ночь детёныша приютил гендиректор Жилкомсервиса № 2 Руслан Митрофанов. Тут же малышу придумали имя – Геннадий Русланович Гражданский. Фамилию дали в честь места обнаружения, отчество – в честь временного хозяина.
Как выяснилось позже, приютить крокодила не так просто. Зоопарк отказался – малыш был без документов, да и подселить его ко взрослой особи нельзя: защищая свою территорию, крокодил просто съест маленького конкурента. В итоге Гена отправился в карантинный центр «Велес».
А менее двух лет назад, в апреле 2016 года горожане обнаружили крокодила не где-нибудь, а в ресторане на Петроградской стороне. Владельцы заведения содержали животное в террариуме, а посетители с удовольствием обедали в компании рептилии.
Впрочем, купить крокодила можно и сейчас. Рептилий, как и других экзотических животных, продают на «Авито» с завидной регулярностью. Стоимость животных варьируется довольно сильно. В Москве, например, прямо сейчас можно купить нильского крокодила средних размеров за 125 тысяч, а двухметровая особь вытянет уже на все 175 тысяч. За 600 тысяч можно приобрести крокодила-альбиноса. Зато 35-сантиметровых детёнышей можно купить всего за 15 тысяч. А по «низкой договорной цене» предлагают удавов, питонов и обезьян.
Впрочем, крокодилы – питомцы на любителя. А вот кошек любят практически все. И от этой жаркой любви часто страдают детёныши львов, рысей и других самых красивых кошачьих.
Наиболее громкой историей о львах за последние годы можно считать «приключение» маленькой львицы Бони и её товарища Симбы. Трёхмесячные львята привлекли внимание неравнодушных в Твери. Местных жителей напугало исключительно вялое состояние животных, которых на всеобщее обозрение выставили хозяева контактного зоопарка.
Посетители зоопарка заметили, что один из львят настолько вял, что больше похож на тряпочку – а значит, он либо болен, либо накачан транквилизаторами. Из Твери владелец животных, гастролирующий по зоопаркам, повёз их в Тулу, Белгород, а затем в Новгород. Все документы у хозяина львят были в порядке. И неравнодушные петербуржцы решили выкупить малышей.
Было собрано 80 тысяч, после передачи которых хозяину животных львица Боня отправилась в Петербург. Несколько месяцев спасённое животное приходило в себя в центре «Велес», а позже отправилась в Крым. Там молодая львица живёт сейчас в заповеднике «Тайган», в компании представителей своего вида. А вот Симбе повезло меньше: парнишку купил частный предприниматель из Москвы. Для неких собственных предпринимательских целей.
Однако самой популярной львицей Петербурга в 2017 году была всё же не Боня. Маленькая Легенда поселилась в петербургской квартире в Рыбацком около года назад. Её хозяин Артём Мартиросян купил маленькую кошечку в питомнике, и вовсе не скрывал девочку от окружающих.
Артём не раз давал интервью журналистам – рассказывал, что Лега ест морковку, кабачки, курицу и фарш, агрессии не проявляет, капризничать не любит, ведёт себя хорошо. В ноябре 2016 года Легенда стала символом одного из петербургских клубов единоборств, в котором занимаются дети.
В конце июня львице исполнилось 10 месяцев, и Артём решил расстаться со своим домашним питомцем. Впрочем, расставание петербуржец планировал изначально: Артём признавался журналистам, что подросшая львица отправится на природу. В итоге Легенда, как и Боня, отправилась в белгородский заповедник «Тайган». Более того, когда подросшая львица приехала в новый дом, ей уже подготовили жениха.
Сейчас Боня и Легенда уже полгода живут в Белгородском парке львов, который считается крупнейшим в Европе. Легенда привыкла к новому дому. В первые дни ей, однако, пришлось нелегко: девушка скучала по хозяину и везде носила с собой подушку, которую оставил ей Артём.
Но счастливых историй не так много. Страдают в Петербурге не только самые экзотические звери – достаётся медведям, енотам и другим животным, обитающим на просторах нашей страны.
В 2015 году зоозащитники обнаружили в Ям-Ижоре у одного из местных жителей двух медведей – восьмилетнюю Тоню и трёхлетнюю Дочу. Медведицы сидели в вольере с собакой, были исключительно мирными, но выглядели плохо. И если состояние младшей можно назвать нормальным, то вот старшая находилась, что называется, на грани. У Тони была разбита голова, она была истощена, а шерсть свалялась в колтуны.
Сам хозяин заявил, что не он довёл до истощения медведицу – якобы животное «одолжили» у мужчины «киношники», они и обращались с ним так плохо. Но зоозащитников эта история не успокоила. В итоге Тоня переехала в «Велес», где живёт до сих пор.
Помимо истощения, у медведицы обнаружилась и другая проблема: на шее Тони волонтёры нашли две цепи. Одну удалили сразу, а вот вторая глубоко, на целых 7 сантиметров вросла в кожу.
Вырезать железо сразу ветеринары не решились – испугались, что животное может не перенести наркоз. Цепь удаляли постепенно, и только после третьей операции Тоня освободилась от этого груза.
В последние годы часто страдают еноты – социальные сети сделали этих животных исключительно популярными. Вот только не все понимают, что енот – не собака и не кошка, а исключительно дикий зверь, который способен разнести вашу квартиру в щепки. В итоге, питомцы, которые оказались неуправляемы, часто оказываются в клетке или в руках «частных предпринимателей» – тех, что зарабатывают на фото с «забавными животными».
От горе-фотографов в Петербурге особенно часто страдают птицы. Зоозащитники очень часто сигнализируют о том, что где-нибудь у Исаакиевского собора «частные предприниматели» вновь предлагают сфотографироваться с совой или филином. Совам приходится бодрствовать в дневное время, и каждый раз, когда кто-то «клюёт» на их пушистые пёрышки, птицы переживают стресс – ведь прямо перед их глазами полыхает вспышка.
Протокол об административном правонарушении и небольшой штраф – пожалуй, всё, что может грозить таким горе-предпринимателям. Даже если эксплуатации подвергалась, к примеру, ушастая сова, которая занесена в Красную книгу Санкт-Петербурга, или другое редкое животное.