Мнения
15:3922 декабря 2017

Уничтоженный Петербург. Архитектурное лицо города, которое мы не помним

Ведущий историк петербургской архитектуры академик Борис Кириков рассказал, как на самом деле выглядел город полстолетия назад. Куда исчезли 98% витражей и ради чего на Крестовском острове уничтожили «заповедник» модерна? И что мы продолжаем терять?

Город разбитых витражей

– Мы жили в городе витражей – вы даже не представляете, сколько мы потеряли! Витражи в Петербурге были повсюду. Я помню их с детства, это был просто способ застекления. В Москве парадные лестницы чаще всего выходят на улицу, а у нас – во двор. В своё время нужно было просто украсить лестницу и закрыть вид на двор. И витражи играли роль преображения пространства. Это был просто ширпотреб высокого художественного уровня. Мы потеряли это хрупкое наследие на 90, если не на все 98 %.

Причин такой потери две:

  • Комплексный капитальный ремонт
  • Бытовой вандализм малопросвещённого населения
Витраж в петербургской квартире. Фото: instagram.com/maax_sf
Витраж в петербургской квартире. Фото: instagram.com/maax_sf

Основные утраты всё же относятся к прошлому веку. У нас процветал бытовой вандализм. Не было культуры отношения к своему дому, не было понимания того, что это всё ценность.

В молодости я работал в музее истории Ленинграда. Вместе с КГИОПом мы участвовали в обследовании домов, которые должны были пойти на комплексный капитальный ремонт, и музей предоставлял помещения Петропавловской крепости для хранения демонтированных элементов.

Фото: instagram.com/maax_sf
Фото: instagram.com/maax_sf

Что творилось – сил не было! Снимали как попало, вынимали витражи из рам, хранили горизонтально, когда они перекрыли пространство – по ним стали ходить, в самом музее. Это просто ужас и кошмар!

Время и сомнительная публика

– Среди других бытовых архитектурных потерь – рамы и элементы декоративной отделки. Например, в парадной одного из домов в скромном Солдатском переулке был бюст Данте. Он куда-то пропал. Вот так всё куда-то и исчезает. Если нет нормальных собственников, если не образовано ТСЖ, если это проходной двор и коммунальные квартиры – куда же от этого деться.

Фото: vk.com/instagram.com/maax_sf
Фото: vk.com/instagram.com/maax_sf

Но прежде всего страдает лепка. Она просто разрушается от времени, если проект не является памятником. Да даже если является, всё-таки фасады – это лицо города, а до реставрации парадных руки часто не доходят.

Фото: vk.com/instagram.com/maax_sf
Фото: vk.com/instagram.com/maax_sf

В комитете по охране памятников мы с Ольгой Таратыновой пытались составить перечень парадных лестниц, которые нужно было бы реставрировать в первоочередном порядке. Например, на Пушкинской улице, 20 – совершенно потрясающая, уникальная лестница. Но так как там проходной двор, квартиры коридорной системы, очень сомнительная публика обитает на этих лестницах – какая может быть охрана?

Фото: vk.com/instagram.com/maax_sf
Фото: vk.com/instagram.com/maax_sf

Может, специально никто и не наносит ущерб, но первый разрушающий фактор – это время. У нас ведь, в основном, не мрамор, а гипс. И если нет заботы и поддержки, всё само по себе начнёт разрушаться и распадаться.

Геноцид модерна в Петербурге

– Когда я был молодым человеком, модерн считался гадким упадком и декадентством, с которым надо бороться. Тема была под запретом. И памятники надо было сносить. На моих глазах погиб уникальный «заповедник» стиля модерн в северо-восточной части Крестовского острова, на границе с Каменным островом. А Каменный остров «прочистили» чуть ли не наполовину: он весь был застроен всякими модернами, от которых остались лишь единичные объекты.

Доходный дом И. Ф. Алюшинского/Фото: citywalls.ru
Доходный дом И. Ф. Алюшинского/Фото: citywalls.ru

Это было связано со строительством правительственных дач, для которых нужно было освободить пространство. Кроме того, модерну свойственны башенки, щипцы, а в них могли прятаться снайперы или шпионы, которые могли подглядывать, что происходит на правительственных дачах. Это жуткая трагедия.

Но времена изменились, и модерн стал всенародным любимцем.

Архитектура, которая не нужна

– Если говорить о современной охране наследия, то у нас три основные проблемы:

  • Деревянная архитектура
  • Старинная промышленная архитектура Петербурга
  • Петербургский авангард
Дача Гаусвальд/Фото: citywalls.ru
Дача Гаусвальд/Фото: citywalls.ru

Деревянной архитектурой, особенно пригородными дачами, никто не хочет заниматься. У нас не умеют их реставрировать. Первый памятник петербургского модерна – особняк, или дача Гаусвальд на Каменном острове. Всё там прекрасно сохранилось, но неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы её разобрать и построить заново. Думаю, этого не произойдёт, все-таки это уникальный памятник. А постройки второго ряда, и, тем более, за городом, часто исчезают или уродуются, даже если имеют охранный статус.

Дача Гаусвальд/Фото: citywalls.ru
Дача Гаусвальд/Фото: citywalls.ru

И второе – наш авангард. Ценимый во всём мире, в городе он был изгоем и до сих пор не получил должной общественной оценки. Потому что у нас есть барокко, классицизм, историзм и всенародно любимый модерн. А архитектура советского времени, особенно авангард, остаётся в тени.

Промышленные здания: сто лет стояли, ещё двести простоят

Промышленная архитектура у нас в городе толком не оценена, хотя её изучение ведётся уже давно и целенаправленно группой специалистов. Но в обществе нет понимания того, что это архитектурная ценность. Хотя вот, скажем, красно-кирпичные промышленные корпуса построены настолько добротно, что это просто памятники строительной культуры, не говоря об архитектуре.

Газгольдер/Фото: citywalls.ru
Газгольдер/Фото: citywalls.ru

Применять их можно как угодно. Как во всём мире, как это делается уже сейчас в Москве. Прежде всего, это крупные универсальные пространства, которые могут быть приспособлены для любых целей: для торговли, для выставок, для молодёжных тусовок. Если эти здания не представляют высокой самостоятельной ценности как пространства, как конструкции, они могут быть приспособлены под жильё, и это тоже делается во всём мире.

Что у нас есть на сегодня? Например, планетарий в газгольдере на Обводном канале. Сколько лет мы боролись за сохранение этих газгольдеров, за то, чтобы найти им новую функцию! Сейчас строится огромное количество общественно-коммерческих комплексов, но почему бы не использовать эти готовые пространства? Они куда более интересны и привлекательны.

Отдельный вопрос, конечно, – это архитектура 1920-30х годов. Здесь использовались не очень качественные материалы, и специалисты, архитекторы говорят, что реставрация железобетона очень дорогая и сложная. Это дополнительная проблема. А вот краснокирпичные корпуса XIX века простоят ещё 100-200 лет без всяких ремонтов.

Культура ПамятникиИсторияВандалы
Новости партнеров