Холерные кладбища – отдельное явление в жизни (и смерти) Петербурга. Сразу несколько некрополей, где хоронили только жертв страшной болезни, появились в Северной столице в 1831 году. Именно тогда, летом 1831 эпидемия холеры добралась до нашего города. До этого она уже вдоволь «повеселилась» на европейской части России, выкосив три четверти жителей Тифлиса, попировав в Астрахани, Москве и других городах.
После того, как в июне в Петербурге стали обнаруживаться первые заражённые, по городу понемногу стала расползаться паника. И чем больше было больных, тем безумнее были слухи, распространявшиеся в народе. Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена Некрасова, писала, что каждый день прислуга приносила с улицы всё новые «распоряжения правительства»: то государь якобы повелел в каждый дом завезти по пять гробов, и каждого заболевшего следовало тут же заколачивать в пять досок и везти хоронить; то якобы в каждую семью будет теперь приходить ежедневно врач, и если покажется ему, что ты нездоров – тут же схватят и увезут в больницу…
Но реальность была страшнее слухов. И в скором времени для «утилизации» трупов погибших от холеры было решено отвести специальные места – холерные кладбища. Здесь людей хоронили без священников, отпевания и прочих обрядов. Процедура проводов в загробную жизнь была максимально упрощена.
Одним из холерных кладбищ стало Митрофаньевское – именно тогда, в 1831 году оно и было основано. В отличие от обычных православных кладбищ, Митрофаньевское принадлежало не церкви, а полиции. Правда, тогда оно называлось иначе – Тентелевским, по названию деревни Тентелевки, расположенной рядом. А Митрофаньевским стало в 1835 году, когда здесь была построена церковь Святого Митрофана Воронежского. О её постройке и переименовании некрополя хлопотала петербурженка Феврония Комарская – здесь после эпидемии осталась вся её семья.
За год до постройки храма рядом с холерным кладбищем было учреждено городское православное. Кладбище много раз расширялось, но в 1927 году его история завершилась – некрополь упразднили. В середине ХХ века здесь была крупнейшая барахолка, а позже стали появляться гаражи и свалки.
Другое холерное кладбище появилось в 1831 году на Выборгской стороне, на пересечении Чугунной и Арсенальной улиц. Это место называлось Куликовым полем. К слову, именно здесь похоронили доктора холерной комиссии Мудрова, а также адмирала Сарычева, прославившегося благодаря морскому кругосветному путешествию.
По воспоминаниям современника, умерших от холеры хоронили здесь нагишом, без гробов, либо в гробах, засыпанных гашеной известью. Кладбище за свой счёт огородили высоким забором купцы Пивоваровы. Семья Пивоваровых озолотилась на холере, а точнее, на спекуляции деревянным маслом, которое во время эпидемии стало крайне востребованным. Однако за это пришлось заплатить высокую цену – сам Михаил Пивоваров, его жена Анна, сын с супругой и даже кухарка скончались от холеры.
В 1848 году некрополь на Выборгской стороне пережил вторую волну многочисленных захоронений, однако после этого кладбище было закрыто. В данный момент здесь располагается троллейбусное депо № 3.
Холерные захоронения находились также недалеко от Смоленского кладбища и на Волковом поле, рядом с Волковским кладбищем.
Многие старые кладбища располагались в таких частях города, что сегодня невозможно даже представить себе на этом месте кресты, могильные холмы и кладбищенскую тишину. Один из подобных некрополей существовал когда-то на территории станции метро «Чернышевская». Речь идёт о кладбище при Космодамианской церкви.
Кладбище было совсем небольшим, а сама церковь стояла на Кирочной, 28А. В середине ХХ века её снесли, вместе с ней исчезло и кладбище, а всего через восемь лет здесь появилась станция метро.
Рядом с другой станцией метро, Елизаровской, также когда-то было захоронение. Там, где сейчас переулок Ногина, ранее находилось крохотное Смоленское кладбище. Сам переулок долгое время носил название Кладбищенский, в 1901 году стал Школьным, а в 1962 году получил имя в честь советского партийного деятеля Ногина.
Сегодня в двух шагах от бывшего некрополя располагаются школа-интернат, лицей, дом ребёнка и несколько жилых домов. И о том, что когда-то здесь были могилы, догадаться невозможно.
Само кладбище в переулке относилось к церкви Смоленской Богоматери села Смоленского. Изначально она была деревянной, но в 1879 году сруб решили сменить на каменный храм. Церковь появилась в 1882 году, а ещё через два года над ней возникла колокольня.
Просуществовала церковь, впрочем, недолго – уже в 1934 году её закрыли и уничтожили. Было стёрто с лица земли и кладбище. Остались только два дома причта, которые были объявлены памятниками архитектуры. Но в 2009 году они потеряли свой статус, а в 2011 были снесены. И в последний год здесь ведётся постройка безликого офисного здания.
Однако человеческие останки в неожиданных на первый взгляд местах можно обнаружить не только там, где когда-то были маленькие церковные кладбища. Во время революции, как мы все знаем, толпами расстреливали офицеров – весь цвет российской армии по большей части остался в оврагах Петербурга и области. Революция прошлась по городу как холера, но вот на своих кладбищах она не оставила даже крестов – стихийные массовые захоронения просто засыпали землёй.
Одно из таких захоронений находится, к примеру, в Кронштадте. Рядом с жемчужиной города – Морским собором – располагается овраг, через который прокинут Макаровский мост. Во время Гражданской войны здесь был один из «стихийных некрополей»: под мост сбрасывали расстрелянных на площади перед собором белых офицеров.
Не все закрытые кладбища Петербурга уничтожены – часть старинных некрополей сохранилась, будучи уже давно закрытой для новых захоронений. Многие из таких кладбищ являются настоящими музеями скульптуры. Среди них, например, кладбища, расположенные на территории Александро-Невской Лавры: Лазаревское, Тихвинское, Никольское и Казачье.
Тихвинское кладбище называется ныне Некрополем Мастеров искусств – именно здесь похоронены великие деятели культуры Петербурга. В Некрополе находятся могилы Достоевского, Карамзина, Глинки, Римского-Корсакова и других композиторов, писателей, художников и поэтов.
Лазаревское кладбище является частью Государственного музея городской скульптуры, доказывая, что эстетика смерти занимает в мировой культуре достойное место. А вот Никольское кладбище продолжает действовать. На его территории также похоронены известные личности, государственные деятели, поэты и герои, от Гумилёва до барона Врангеля.