Северная столица растет и развивается, а в 2018 году истекает срок эксплуатации энергоблока №1 Ленинградской АЭС. От энергетического голода город и призвана спасти ЛАЭС-2. Ее начали строить 10 лет назад. С тех пор сроки переносились, а на строительной площадке несколько раз происходили различные ЧП, порой весьма курьезные. Однако в итоге проект стоимостью 600 млрд рублей вплотную подобрался к запуску. Ростехнадзор выдал лицензию на эксплуатацию первого энергоблока новой электростанции. Это значит, что в полном объеме он может заработать уже через год, а далее на очереди еще три энергоблока.
В Росатоме отмечают, что при строительстве использовались передовые технологии. В частности, энергоблок оснащен водо-водяным энергетическим реактором ВВЭР-1200 поколения «3+». В России действует всего один подобный энергоблок. Он был запущен год назад в Воронежской области.
— Оперативный персонал блока обучен, аттестован и допущен к самостоятельной работе. Уверен, что новый энергоблок будет работать надежно, эффективно и, самое главное, безопасно — в полном соответствии с проектом, — заявил директор Ленинградской АЭС Владимир Перегуда.
В течение ближайшего месяца объект будут вводить в эксплуатацию. В частности, в реактор доставят ядерное топливо, но работать он начнет на минимальной мощности. После этого будут тестировать защитные системы, делать замеры радиационного фона в окрестностях АЭС. Перед промышленным пуском все системы пройдут последнюю проверку.
Экологи активно критиковали проект строительства ЛАЭС-2. Одна из главных претензий – близость к городу. Электростанцию построили всего в 35 километрах от границ и в 70 километрах от центра Петербурга. В экологической организации «Зеленый мир» неоднократно заявляли, что это противоречит действующим санитарным нормам: после Чернобыльской аварии запретили строить новые атомные объекты ближе, чем на расстоянии 100 км от городов с населением свыше двух миллионов человек. В АО «Атомпроект», которое проектировало ЛАЭС-2 и входит в «Росатом», с этим не согласны. Там даже опубликовали перечень ответов на основные претензии экологов.
– В настоящее время действует «СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90», в котором упомянутые требования отсутствуют. Расположение ЛАЭС-2 соответствует требованиям СП 165.1325800.14, – заявили в компании.
Также экологи опасаются, что, если авария все-таки произойдет, выпадение Цезия-137 в Петербурге серьезно превысит допустимые нормы. В «Атомпроекте» считают, что опасения безосновательны. Даже при худшем сценарии выбросы будут в пределах нормы.
Еще экологи высказывали мнение о том, что прогноз по вредным испарениям был занижен, сетовали на отсутствие независимых экспертиз, и просили провести исследования по поводу влияния уже действующей электростанции в Сосновом Бору на здоровье местных жителей. В итоге в 2015 году организация «Зеленый мир» была признана иностранным агентом и вскоре объявила о своем роспуске.
Практически ни одна крупная петербургская стройка последних лет не обходится без скандалов и курьезов, и, к сожалению, ЛАЭС-2 не стала исключением. В 2010 году работы пришлось приостановить по постановлению местной прокуратуры в связи с нарушениями норм пожарной безопасности.
А в 2015 году случился скандал иного рода. Прораб Зильфир Гильфанов забрался на стрелу 110-метрового башенного крана и с высоты своего нового положения требовал от руководства расплатиться с рабочими. Мужчина согласился спуститься с небес на землю лишь после того, как был ликвидирован долг по зарплате, копившийся четыре месяца.
В 2011 году на стройке обрушилась массивная металлическая конструкция, которая являлась частью каркаса защитной оболочки. Более тысячи тонн арматуры упали с 15-метровой высоту. К счастью, ЧП обошлось без пострадавших.
А в 2015 году СМИ писали о неудачной попытке установить в реактор блок защитных труб, из-за чего 70-тонная конструкция рухнула с 20 метров. И хотя на этот раз вновь никто не пострадал, по словам экологов, участники строительства пытались скрыть информация о происшествии. Возможно, будь строители более открытыми, и претензий было бы меньше.