Александр и Мария оказались в 2017 году среди самых популярных имён для новорожденных, сообщили 78.ru в комитете по делам записи актов гражданского состояния. Кроме того, среди мужских имён лидируют также Михаил, Максим, Артём и Иван, а среди женских – София, Анастасия, Алиса и Анна.
Интересно, что имя Иван, которое на Западе считают самым популярным у русских, весь XX век было, на самом-то деле, «в хвосте». А пик его популярности приходился на конец XIX столетия. Именно тогда в нашей стране Иванами звали почти четверть всего мужского населения. По словам профессора Александры Суперанской, на исходе позапрошлого века на каждую тысячу новорожденных мальчиков в России приходилось 245 Иванов. И Петербург не был исключением.
А вот после революции Иваны постепенно стали исчезающим видом. Мальчиков называли этим именем всё реже и реже, и в 1960х на тысячу новорожденных приходилось всего по три Ванечки.
Но ближе к новому тысячелетию самое сказочное имя России стало вновь набирать популярность. И в девяностых, наконец, Иван оказался в десятке лидеров – впервые почти за сто лет.
Мария на рубеже XIX и XX веков также была на пике популярности. Впрочем, успехи Маши серьёзно превосходили популярность её хрестоматийного «товарища» Ивана на протяжении всего прошедшего столетия. Кроме того, это имя входило в тройку лидеров вплоть до 1909 года.
Есть и другие популярные сегодня имена, для которых большая часть XX столетия оказалась «провальной». Среди них, как ни странно, Анастасия. Это имя было весьма популярно до революции, но после на какое-то время оказалось преданным забвению. Между тем, в наши дни, как известно, «у каждого есть знакомая Настенька».
А всё потому, что в тех же девяностых Анастасия пережила взрыв популярности у молодых мам. При этом, модная в наши дни Алиса была так же популярна только в 1985 году, когда на советские экраны вышел фильм «Гостья из будущего» по всеми любимой книге Кира Булычёва.
Фильмы, книги и другие популярные произведения мировой культуры всегда влияли на судьбу новорожденных – с тех пор, как появились и стали доступны массам. После выхода культовой картины «Брат», появившейся на экранах в 1997, чуть ли не каждого второго мальчика стали называть Данилой. Мамы, родившие в 1998, вспоминают на просторах сети: вроде бы, не было ни одного знакомого Даниила среди взрослых, а в палате и позже в песочнице три четверти оказались Данями.
В то же время пик популярности переживали Егоры и Полины. Они, правда, не входили в первую тройку, но детей с этими, ранее довольно редкими именами выросло немало.
Интересно, что в текущем году тот же Даниил продолжает удерживаться среди лидеров по Москве. Так, например, в первом квартале 2017 года это имя оказалось на почётном четвёртом месте у молодых мам столицы. А вот в Петербурге Данилы среди лидеров нет – не удержался, хотя ещё в 2016 году находился в первой десятке.
Конечно, сложно сказать, что сегодня популярность Данилы исходит из воспоминаний о Бодрове. Скорее, это был импульс, работающий до сих пор.
Были такие имена и в Советском Союзе. Например, после выхода фильма «Тимур и его команда» по одноименной повести Гайдара в 1940 году, популярность имени Тимур взлетела до небес. А «Москва слезам не верит» вознесла популярность женского имени Александра – благодаря своей заглавной музыкальной теме.
К слову, мужской вариант этого имени, согласно данным комитета по делам записи актов гражданского состояния, в последние годы прочно удерживает первое место по популярности в Петербурге. Какие бы рокировки ни происходили в первой десятке, пятёрке и тройке, Александры всегда в авангарде. Впрочем, так было почти весь XX век. Популярность имени Саша «проседала» разве что в двадцатые годы.
Конечно, говоря о «культурных взрывах», нельзя упустить первые мексиканские сериалы, показанные в России. После выхода сверхмыльной драмы «Богатые тоже плачут» в нашей стране стали рождаться Марианны и Вероники – так девочек называли в честь главной героини сериала и актрисы, её сыгравшей. Имена не заняли первые места в рейтинге, но взлёт их частотности, без сомнения, случился именно тогда.
Сегодня имена из кинолент также иногда даются детям. Так, два года назад в Петербурге четырёх девочек назвали именем Арья – в честь героини сериала «Игра престолов», снятому по серии романов Джорджа Мартина.
Периодом самых странных и необычных имён, которые давали детям в Петербурге считается, конечно, послереволюционное время. Именно тогда появлялись имена-аббревиатуры самого разного, порой довольно дикого толка.
Тут, конечно, все вспоминают хрестоматийную Даздраперму – сокращение от «Да здравствует первое мая». Даздраперма была не одна: компанию ей составляли Оюшминальд («Отто Юльевич Шмидт на льдине»), Даздрасмыгда («Да здравствует смычка города и деревни»), Персострат («Первый советский стратостат») и Лентробух (Ленин, Троцкий, Бухарин). Список интересных имён, появившихся в те времена, можно продолжать почти бесконечно.
Но вот почему-то ни одна Даздраперма не попала ни в учебники, ни в «светскую хронику» тех лет. Доктор филологических наук Александра Суперанская высказывала в интервью журналистам своё мнение по этому поводу – она уверена, что все эти имена были не более чем шуткой. На самом деле так детей не называли, хоть аббревиатуры и были в моде.
В советское время часто можно было встретить Вилену или Нинель (сокращения и перевёртыши от имени и фамилии Ленина), Кима или Элиду, Сталика или Сталину (женское имя, образованное от фамилии вождя), а также Зарю или Искру. Но вот Кукуцаполь («Кукуруза – царица полей»), по мнению специалиста, был больше «уткой».
К тому же, не все оригинальные имена использовались в обычной жизни и не все доживали до выдачи паспорта. Впрочем, так происходит и сейчас – нередко подростки не хотят брать во «взрослую жизнь» плод фантазии своих родителей. Правда, до 18 лет они могут действовать лишь уговорами. А вот после 18 никто уже не может помешать человеку поменять своё имя.
И петербуржцы этим правом нередко пользуются. Так, по данным комитета по делам записи актов гражданского состояния, в последние годы количество горожан, сменивших имя, колеблется от 3 до 4 тысяч. В 2014 году, например, в Северной столице имена сменили 4490 человека, а в 2017 году – пока что 3739.
И вряд ли их можно в этом упрекнуть – в конце концов, жить с именем Летисей или Люцифер человеку не всегда легко. Даже несмотря на очередной пик моды на необычные и оригинальные имена.