Прямой эфир

Самые громкие конфликты вокруг названий Петербурга

Маргарита Звягинцева
23 ноября 2017, 16:46
Жители Мурино устали жить под вывеской «Девяткино». Теперь они требуют дать станции метро название поярче – «Менделеевская». Согласится ли с этим администрация Ленобласти, не ясно. Но громкие споры вокруг переименований возникают у нас не впервые.
Фото: globallookpress.com/ Nikolay Gyngazov

Острая жажда новизны

Район глобального новостроя желает обновить не только жилой фонд, но и местные названия. Сегодня стало известно, что депутаты муниципального образования «Муринское сельское поселение» с удовольствием поддержали инициативу одного из местных застройщиков.

Руководство компании обратилось в администрацию района с просьбой переименовать станцию метро «Девяткино» в «Менделеевскую». Теперь дело лишь за администрацией Ленинградской области, на территории которой находится станция. Если областные чиновники поддержат инициативу – придётся менять карты.

Памятник Менделееву в Мурино/ Фото: администрация-мурино.рф
Памятник Менделееву в Мурино/ Фото: администрация-мурино.рф

Возможно, на желание муринцев оказал влияние успешный опыт соседей – муниципального образования «Парнас». Жители «Парнаса», как известно, всё-таки добились переименования своего округа в «Сергиевское». Новое имя было выбрано в честь святого Сергия Радонежского.

История «Парнаса» была, наверное, одной из самых громких и обсуждаемых тем в контексте петербургских переименований. Главным камнем преткновения стал тот факт, что это переименование не имело под собой никакой реальной исторической подоплёки.

Святые против колбасы и либералов

Весь Петербург, как известно, усыпан спорными с точки зрения горожан и топонимической комиссии названиями – наследием советских времён. Совсем недавно от всего советского в Северной столице решили избавиться, вернув улицам и площадям исторические названия, данные ещё до революции. Особенно часто поднимаются вопросы Советских улиц, которые ранее были Рождественскими, Большой и Малой Дворянских и других.

Но если здесь есть простое и понятное историческое обоснование, то вот у «Парнаса» было лишь желание. Причём не то, чтобы всех обитателей округа – инициатива исходила от вполне конкретного человека. Идея переименования в 2015 году пришла в голову Евгению Марченко, депутату Законодательного собрания Петербурга от «Единой России».

Парнас/ Фото: vk.com/public89897718
Парнас/ Фото: vk.com/public89897718

Марченко очень не нравилось, что его родной муниципальный округ, который, к тому же, возглавлял до 2013 года его отец Евгений Марченко-старший, называется весьма «либерально». Депутат хотел отсечь все ассоциации МО с партией «ПАРНАС».

Кроме того, депутату не нравилась и параллель с одноимённым колбасным заводом. Чем Марченко так уж не угодила мясопромышленная компания, неизвестно.

Переименовать округ депутат хотел не абы как, а в честь широко известного и почитаемого русского святого Сергия Радонежского. Правда, никакого обоснования своего желания он так и не предоставил. А спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров заявил, что обоснование здесь простое и любому понятное: «Преподобный Сергий Радонежский имеет отношение к душе и сердцу каждого православного».

Улица 2-я Советская/ Фото: vk.com/club135061391
Улица 2-я Советская/ Фото: vk.com/club135061391

Кроме того, важным аргументом, по всей видимости, явилось и то, что переименование «Парнаса» в «Сергиевское» должно позволить жителям округа бесплатно посещать подмосковный монастырь, также носящий имя святого.

Сначала в ЗакСе к подобной инициативе отнеслись более чем прохладно, но со временем мнение чиновников изменилось. В конце концов, 1 марта 2017 года законотворцы проголосовали в третьем чтении за переименование округа. А 1 июля текущего года МО «Сергиевское» появилось официально.

Долой наследие большевиков?..

Десять лет назад петербуржцы обратились в администрацию города с просьбой переименовать сразу две станции метро – «Проспект Большевиков» и «Улицу Дыбенко». Местные жители желали видеть на карте станции «Оккервиль» и «Весёлый посёлок».

Переименовать станцию с яркой «печатью» советского наследия решили в честь муниципального округа «Оккервиль». И эта инициатива была одобрена топонимической комиссией. Уже планировали на следующий, 2008 год и праздничные мероприятия в честь этого события – но не вышло. Валентина Матвиенко, занимавшая на тот момент пост губернатора Санкт-Петербурга, отвергла данное предложение. Ни «Весёлого посёлка», ни «Оккервиля» на карте петербургского метро не появилось.

Фото: globallookpress.com/ Daniil Ivanov
Фото: globallookpress.com/ Daniil Ivanov

В 2012 году администрация Северной столицы «завернула» ещё и ещё одно красивое предложение. Станции «Площадь Александра Невского» хотели дать новое название – «Лавра». Но переименования не произошло. Как указано на официальном сайте администрации Петербурга, «в оформлении станции присутствует лишь военная тематика», что делает переименование станции в честь храма довольно парадоксальным. Да и сам вопрос «показался большинству членов комиссии надуманным».

Светская львица vs французский коммунист

Настоящая война разгорелась в 2016 году вокруг названия улицы Жака Дюкло. С 1912 года и до революции эта улица именовалась Ольгинской – в честь дочери Владимира Ратькова-Рожнова Ольги Серебряковой. Ратьков-Рожнов был сенатором, городским головой и владельцем лесного массива – современного парка Сосновка.

Улица Жака Дюкло/ Фото: citywalls.ru
Улица Жака Дюкло/ Фото: citywalls.ru

Сама же Ольга Серебрякова умерла в эмиграции, а знаменита была, по утверждениям противников переименования, разве что своими успехами светской львицы да замужеством. Кроме того, её отец и брат являлись совладельцами Ленского золотопромышленного товарищества, а значит, по мнению активистов, были причастны к Ленскому расстрелу 1912 года, когда правительственные войска расстреляли несколько сотен бастовавших рабочих.

В свете всего этого давать петербургской улице название «Ольгинская» весьма опрометчиво, утверждали противники переименования. В то же время, инициаторы заявляли: имя Жака Дюкло не имеет никакого отношения к Петербургу. Французский коммунист, к слову, был соратником Тореза – а значит, и проспект Тореза мог оказаться под угрозой, как «причастный». Да и вся история с переименованием была заварена противниками «советского наследия» в любом его проявлении, уверенно заявляли активисты-противники «Ольгинской».

 Фото: vk.com/ulicajakaduklo
Фото: vk.com/ulicajakaduklo

Однако прошлогодняя война закончилась победой сторонников имени Жака Дюкло. Комитет по культуре ответил протестующим петербуржцам благосклонно : «Вопрос о возвращении улице Жака Дюкло её исторического наименования не рассматривается». Администрация города также к этому вопросу не возвращалась.

Мост раздора и споров

Споры вокруг моста Кадырова были в 2016 году одной из самых острых топонимических тем. Главная претензия петербуржцев состояла в том, что Ахмат Кадыров, имя которого члены топонимической комиссии решили присвоить безымянному мосту в Красносельском районе, не имеет к Петербургу никакого отношения. Были и другие аргументы.

За инициативу главы комитета по культуре Петербурга Константина Сухенко высказался, к примеру, Виталий Милонов. Из членов топонимической комиссии Петербурга в мае «за» проголосовали также девять из семнадцати человек. А вот против была целая армия горожан.

Активисты принялись придумывать переправе через Дудергофский канал самые разные провокационные имена. Так, участники движения «Солидарность» даже устанавливали на мосту разнообразные таблички. Одна из них гласила «мост Героев», другая – «мост снайпера Идрисова», в честь чеченского снайпера, получившего в годы ВОВ звание Героя Советского Союза.

А 6 июня 2016 года на Марсовом поле состоялся митинг против присвоения мосту имени Ахмата Кадырова. На главную «народную трибуну» города протестовать в этот день пришли почти четыре сотни петербуржцев – по данным полиции. Сами митингующие насчитали около 1200 человек.

Фото: vk.com/peterburgvsem
Фото: vk.com/peterburgvsem

Однако ни митинг, ни обращение к губернатору, подписанное множеством петербуржцев, влияния на власти не оказали.

Были в период разгара конфликта и довольно забавные инициативы. Так, петербуржец Павел Коваль предложил назвать мост через Дудергофский канал мостом Турбозмея. Такое имя Павел выбрал в честь собственного изобретения – спортивного снаряда «Турбозмей», который, по уверениям автора, «позволяет использовать тягу ветра для катания по любой поверхности». Подписались под этой весьма достойной петицией двенадцать человек.

Как ни крути, но Петербург был и остаётся одним из рекордсменов страны в плане вечных переименований улиц, площадей и станций. В конце концов, многим горожанам данная тема даёт не только богатую пищу для размышлений и обсуждений, но и самую настоящую жизненную цель.