Деньги для алкоголиков найдем
Борьба петербургских властей с пьянством, развернувшаяся широким фронтом этой осенью, вышла на новый уровень. Для пользы и здоровья горожан в Северную столицу решили вернуть вытрезвитель. Пока только один. Но хватит ли там места для всех алкоголиков и гуляк? Особенно в пятницу вечером? А когда к началу чемпионата мира по футболу подтянутся футбольные фанаты?
«Необходимо создать пункты для освидетельствования состояния алкогольного опьянения в каждом районе — например, при травмпунктах. «Распихивать» их по больницам не надо, эта специфическая публика, для них надо создать отдельное отделение — на это деньги найдем», — заявил на совещании в Смольном губернатор Георгий Полтавченко.
Перед градоначальником речь держал заместитель прокурора города Виктор Мельник, озвучивший интересный парадокс. По его словам, за пять лет в Петербурге количество алкоголиков уменьшилось на 12%, а за десять лет и вовсе на четверть. Зато число преступлений, совершаемый в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось на треть и продолжает расти. В общем, пить люди стали меньше, но если уж пьют, то с размахом.
По данным прокуратуры, в городе ежегодно не своей смертью уходят из этого мира три тысячи человек, и треть из них по вине алкоголя. Сюда входят и преступления «на почве совместного распития спиртных напитков», и отравления контрафактом, и ДТП, совершенные в состоянии опьянения.
Виктор Мельник и призвал вернуть вытрезвители. А также посетовал, что в Петербурге мало пунктов для проведения алкогольного освидетельствования.
С чего началась антиалкогольная компания
До этого проблему обсуждали несколько месяцев. Началось все с заявления главного нарколога России Евгения Брюна. Он пообещал, что к чемпионату мира вытрезвители появятся во всех городах, которые проводят турнир. Однако потом вице-губернатор Петербурга Анна Митянина это заявление опровергла. Она подчеркнула, что пока единой позиции по данному вопросу нет даже в Минздраве, и в Петербурге ничего менять не планируется. Позже медиков поддержали в МВД. Возможно, поэтому в Смольном спустя три месяца успели передумать.
К тому же, данная инициатива удачно ложится в общий осенней контекст петербургской политики. В городе вводят различные санкции за продажу безалкогольных энергетиков, вейпов, курение кальянов. Одновременно появляется целая серия антиалкогольных законопроектов. Вводятся целые дни трезвости, когда розничная продажа спиртного будет полностью запрещена. Ужесточаются требования к магазинам и заведениям общепита, которые торгуют спиртным. Георгий Полтавченко публично объявляет войну торговым точкам, которые на ночь глядя мимикрируют под рюмочные, чтобы обходить действующие запреты.
И действительно, когда в городе решены все остальные насущные вопросы, только и остается, что бороться с алкоголизмом. Правда, по мнению экспертов, практически все предлагаемые в данном контексте меры несут исключительно обратный эффект. Об этом же говорит и международный опыт.
За что в России невзлюбили вытрезвители
Что до вытрезвителей, то они исчезли с карты города в 2011 году. И за их возвращение выступают не только депутаты, чиновники и полицейские, но и врачи. По словам директора Петербургского медицинского форума Сергея Ануфриева, впервые подобные заведения появились в Российской Империи в 1902 году в четырех городах. В результате смертность, связанная с употреблением алкоголя, снизилась в полтора раза. В СССР возрождение вытрезвителей началось с Ленинграда в 1931 году.
Правда, к началу девяностых эти заведения пользовались дурной репутацией. Чтобы понять, почему, достаточно послушать песню культовой группы «Сектор Газа». Ее пели от имени милиционера, работавшего в «шараге под названием трезвяк»:
«Обслужу всех в лучшем виде, всех раздену уложу,
Пусть работа грязновата, зато с плугом не хожу.
Ведь у нас в родной деревне хоть спаши ты сто земель,
Не получишь, сколько за день я кладу себе в шинель».
Однако оборотная сторона медали, по всей видимости, перевешивает страдания несчастных пьяниц. После закрытия вытрезвителей резко участились нападения на врачей скорой помощи. Эта профессия неожиданно стала настолько опасной, что заговорили даже о вооружении медиков оружием самообороны. Дело в том, что значительная часть вызовов напрямую связана с пьянством, а пациентам нередко требуется не обычное лечение, а весьма специфическая помощь. Да и сами они в подобном состоянии редко ведут себя, как пай-мальчики.
Почему я должен платить за чужое похмелье?
Упоминают в данном контексте и вопрос социальной справедливости. В Москве подсчитали, что «лечение» перепившего гражданина гражданина обходится государству в сумму от 18 до 23 тысячи рублей. На это тратятся общие средства из фонда ОМС. А могли бы эти деньги пойти на операции для онкобольных или новое оборудование для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Чтобы понять масштаб проблемы, нужно учитывать, что в 2010 году через вытрезвители, по словам Сергея Ануфриева, прошли 2,5 миллиона россиян. И вряд ли с тех пор пить стали меньше.
«Учитывая, что в состоянии тяжелого опьянения человек может представлять общественную опасность, действительно целесообразно иметь специально выделенные вытрезвители или палаты на платной основе. Чтобы в отношении попадающих туда людей действовала административная ответственность», - отмечает эксперт.
В таком случае доставлять подвыпивших людей в специальные заведения будут сотрудники полиции, а не врачи. К слову, первоначально в 1931 году вытрезвители подчинили Минздраву, но уже к 1940-му году они перешли под опеку НКВД. И, видимо, неслучайно.