Музей и театр вместо барахолки
За семь лет привычный облик «Апрашки» изменится до неузнаваемости. Во всяком случае в это верят в Смольном. Уже в следующем году нынешних арендаторов Апраксина двора начнут перевозить на новую площадку. А во вторник совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга одобрил проект реконструкции комплекса на сумму 20 млрд рублей от «Студии 44» Никиты Явейна.
Уже больше 250 лет на этой территории идет торговля. Новая же концепция оставляет лишь небольшой продуктовый рынок и «ритейл-парк», которые займут менее 15% используемой площади. Зато появятся театральный и музейный кварталы. Если все пойдет как надо, то удача улыбнется БДТ – у театра появится долгожданная экспериментальная сцена. А петербургского купечества будет собственный музей.
Большие территории предусмотрены под апартаменты и кафе. Также планируется построить гостиницу. В «галерее искусств и ремесел» приютят художественные мастерские, в «креативном квартале» - студии и коворкинги. Геометрическим центром комплекса и его главным публичным пространством сделают Яблочную площадь. Предусмотрено строительство подземных проездов и автостоянок.
Есть лишь одно «но». Это уже четвертый проект реконструкции за последние 10 лет, и до сих пор каждый раз все в итоге шло не по плану. Более того, Апраксин двор вызывает серьезное беспокойство с середины 19 века.
Радикалы, террористы, головная боль МВД
Сейчас там нередко находят запрещенную литературу и ловят мигрантов, симпатизирующих исламскому фундаментализму или подозревающихся в терроризме. Но и 150 лет назад было не легче.
Дело в том, что тогда Апраксин двор был центром книжной торговли. Именно здесь имелся самый большой в стране выбор литературы как для букинистов, так и для непритязательной публики. А порой можно было отыскать и запрещенные властями издания. В 1862 году на фоне либеральных реформ Александра Второго популярность радикальных идей была крайне невысокой. В мае появилась прокламация «Молодая Россия». Она содержала, как определили бы сейчас, призывы к террористической деятельности, и потом понеслось...
Сначала в Петербурге запылали страшные пожары. А 28 мая случился самый крупный пожар за последние 155 лет - в Апраксином дворе. СМИ того времени быстро увязали появление прокламации и новую беду. Все началось с горящих лавок, а к вечеру огонь охватил уже четырехугольник между Апраксиным переулком, современной улице Ломоносова, Садовой улицей и Фонтанкой. За мостом Ломноносова горели столь же обширные площади, вспыхнуло и здание Министерства внутренних дел. В итоге поджигателей так и не нашли.
Картины, взрывающие мозг
Галерея искусств и ремесел вполне соответствует традициям Апраксина двора. Тот, кто внимательно читал Гоголя, помнит, что еще в 19-м веке в этом месте окопались весьма странные художники, рисовавшие подозрительные картины.
«Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темнозеленым лаком, в темножелтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека – вот их обыкновенные сюжеты», - так начинается повесть «Портрет».
Щукин двор – это часть территории нынешней «Апрашки». Главный герой купил там картину – портрет старика с необыкновенными живыми глазами с «неестественным выражением». И в итоге закончилось все очень плохо, всех обладателей портрета преследовали страшные несчастья и личные трагедии.
Новое проклятие Апрашки
Стадион Кирова не могли перестроить десять лет. Все над этим смеются, хотя «Зенит» уже давно играет на великолепной современной арене. Что говорить об Апраксином дворе – там в течение тех же десяти лет так и не зашли дальше проектов перестройки.
К слову, у Апрашки есть еще кое-что общее с «Зенит-Ареной». И там, и там пробовал свои силы олигарх Олег Дерипаска, и орешек в обоих случаях оказался ему не по зубам. 10 лет над реконструкцией комплекса ломали голову знаменитые британские архитекторы барон Норман Фостер и Крис Уилкинсон. Победил последний. В планах у него была стеклянная крыша, а внутри обновленных помещений планировалось разместить гостиницы, офисы и арт-мастерские. Все это оценили в 40 млрд рублей. Но за следующие пять лет инвестор не зашел дальше забора, и в 2013 году контракт с «Главстроем» Дерипаски был разорван.
Дальше за дело взялось архитектурное бюро Тимура Башкаева.
Это было время грандиозного плана Георгия Полтавченко о сохранении исторического центра за 4 триллиона рублей. На этот раз проект предусматривал максимально бережное обращение с фасадами, подземное пространства от греха подальше решили даже не трогать. План был хорош, но у него был один большой минус – никто так и не объяснил толком, откуда взять все эти триллионы.
Наконец, настала очередь Никиты Явейна и его «Студии 44». Он включил в проект квартиры-лофты с мансардами и подземные паркинги с подсобными помещениями, уже тогда предполагались музейный и театральный кварталы. Все это удовольствие оценили в те же 20 млрд. Треть суммы должен был вложить город – на создание инженерной инфраструктуры и дорожную сеть. Однако Георгию Полтавченко план не понравился, и Никите Явейну пришлось выигрывать новый конкурс и все переписывать.
Учитывая, сколько замечательных архитекторов потерпели крах в Апраксином дворе, приходится признать – проблема точно не в них. И, конечно же, не в городских властях, которые никак не могут найти эффективного инвестора и создать для него взаимовыгодные условия. Виновата нечистая сила, что со времен Гоголя гнездится в этом проклятом месте.