Избавиться от бомбил
Комитет по транспорту Петербурга ведет работу над законопроектом, который призван ограничить работу такси Uber в Петербурге. Речь идет о поправках в федеральное законодательство. В частности, предлагается ужесточить наказание для так называемых «бомбил», работающих без официального разрешения на пассажирские перевозки.
Как известно, Uber является всего лишь агрегатором, который с помощью специального приложения помогает находить друг друга водителям и пассажирам. Многие из них работают без лицензии. При этом за действия водителей компания ответственности не несет. Пока штрафы не решают эту проблему, поэтому петербургские чиновники хотят усилить меры наказания вплоть до лишения водительских прав.
В последнее время в Петербурге участились неприятные инциденты с участием водителей такси. В октябре один из них избил мужчину при его жене сразу после свадьбы. Другой гонял по дворам с превышением скорости и переехал гулявшую у подъезда таксу. ДТП с участием таксистов также далеко не редкость. Так, в Выборгском районе водитель такси заснул и протаранил иномарку. Возмущенному владельцу пострадавшего автомобиля мужчина пожаловался на усталость.
Однако председатель общественного движения Taxi 2018 Станислав Швагерус назвал «абсолютно бессмысленными» новые идеи, обсуждаемые в Смольном. Пункт о лишении водителей прав, по мнению эксперта, на практике работать не будет.
— Это то же самое, что пытаться отрегулировать деятельность застройщиков путем предъявления жестких требований для каменщиков, бульдозеристов и маляров. Региональные власти предлагают к каждому из миллионов таксистов приставить полицейского, чтобы все контролировать, — объясняет эксперт.
Запретить аренду
Кроме того, разрабатываемый петербургскими чиновниками документ будет содержать норму, касающуюся используемых автомобилей. Перевозчиков собираются обязать использовать исключительно собственные автомобили или те, что используются на основании договора лизинга. Сейчас практически любая компания может получить разрешение на перевозку, если у нее есть хотя бы договор аренды на машину.
Как говорит один из участников рынка, часто такое разрешение получают компании, которые сажают за руль низкоквалифицированных водителей, например, мигрантов. При этом сами машины, которые взяты в аренду, в ряде случаях принадлежат как раз классическим таксомоторным компаниям, испытывающим давление под напором агрегаторов. А по закону, если с машиной что-то происходит, отвечает собственник. Власти уверены, что если перевозчик будет владеть машиной, будет проще решить проблему ответственности.
Станислав Швагерус уверен, что и эту инициативу Смольного можно назвать бесполезной.
— В 2011 году закон содержал именно такую норму. Но, во-первых, от нее было решено отказаться, потому что такая норма нарушает Конституцию РФ. Это по сути ограничение средств производства. Условно говоря, они предлагают запретить копать огород лопатой, которую ты взял в аренду. Это же бред. А во-вторых, в 2011 году, когда разрешение на перевозку выдавалось все-таки на основании лизингового договора, появилась другая проблема – огромное количество фальшивых документов, по которым желающие все равно получали желаемое, — заявил эксперт.
Что делать
Станислав Швагерус подчеркнул, что по данной теме в Госдуму уже внесли 25 законопроектов. Потрудились и региональные парламенты, и сами депутаты Государственной Думы. В итоге 20 документов уже отклонены из-за различных недоработок, еще пять находятся на различных стадиях рассмотрения.
— Хотя субъекты по 69-ФЗ имеют все полномочия отрегулировать деятельность диспетчерских служб и агрегаторов на местном уровне, — говорит эксперт.
По его словам, своими полномочиями по регулированию рынка такси из всех регионов частично воспользовалась только Москва.
Отметим, в столице также были серьезные споры с Uber. В итоге там договорились с компанией, чтобы все данные о передвижении подключенных к системе автомобилей передавались в Центр организации дорожного движения правительства Москвы. При этом агрегатор взял на себя обязательство привлекать к работе только официальных таксистов, имеющих разрешение на работу.