Хотя очереди у входа и частое явление, Кунсткамера – из тех музеев, куда ходят в основном школьники и туристы с экскурсиями. Казалось бы, одна из главных задач для музея – привлечение в залы петербуржцев всех возрастов. Однако пока новый директор говорит о поиске новых площадей и переустройстве текущей экспозиции.
Ждать появления в залах мультимедийных панелей и VR очков не стоит. Андрей Головнев намерен заманивать гостей колоритными звуками и запахами, особой расстановкой экспонатов и театральными представлениями. Новый директор планирует изменить музей, построить его по принципу единого впечатления. Другими словами, в новой композиции должно быть начало, основная часть и кульминация.
– Основная экспозиция должна открываться большой, богатой композицией о происхождении человека. Потом он расселяется по планете. Кругосветное путешествие по народам и культурам – это вторая часть экспозиции. Кульминационная часть – рождение науки. Это эпоха Петра I, Санкт-Петербургская академия наук, собственно Кунсткамера, это петровские забавы, всякого рода причуды и интересы, которые подтолкнули развитие науки, – рассказывает директор Кунсткамеры.
Научная природа музея отчасти ему мешает. В современном мире, когда люди читают все меньше, Кунсткамера должна стать более наглядной, чем когда-либо. Благо количество и разнообразие экспонатов ей это позволяет. Кроме того, по замыслу директора, на помощь экспозиции должны прийти звуки и запахи. Гость в зале Индии, например, должен не только увидеть яркие скульптуры, но и услышать народную музыку, почувствовать аромат специй.
– Если это зал Африки, и он начинается прекрасными текстами о различиях между одетым и голым человеком, пусть меня встретят голые и одетые персонажи. Их можно найти и сейчас, но они спрятаны в узких проходах. Рекомпозиция, как мне представляется, позволит выбрать усиливающие акценты для того, чтобы Кунсткамера сохранила свою миссию хранилища диковин и удивительных вещей. В первую очередь, нужно обращать внимание на посетителя. Не нужно говорить, что мы ученые, мы все знаем, нам все понятно и известно, и мы свои знания вот здесь на стенке написали. Мы должны озаботиться тем, чтобы принять гостя, увлечь его, – делится планами Андрей Головнев.
Увлекать в музее готовы и не самыми традиционными способами. В начале августа посетители Кунсткамеры получили больше, чем ожидали. Казалось, экспонат в зале Индонезии ожил и вышел из витрины. На самом деле, это был актер с острова Бали. Труппа, в которой он играет, выступала в Петербурге и решила преподнести костюм повелительницы демонов Рангда в дар музею. Актера удалось уговорить подарить реквизит прямо в залах музея. Ничего не подозревавшие и ошарашенные посетители Кунсткамеры отчаянно снимали на телефоны спонтанную постановку.
– Подобная театрализация музею не чужда. Конечно, нельзя и музей в балаган превращать. Я думаю, что это должны быть вкусные эпизоды, события. Это не должно превращаться в повседневную практику, – поделился директор музея.
Новая постановка уже не за горами. В октябре Кунсткамера совместно с Этнографическим музеем готовит открытие центра исламских исследований. Событие планируют украсить кружащимися дервишами.
В залах первого музея Петербурга сейчас выставлено всего-навсего полпроцента из полутора миллионов экспонатов. Что делать с другими диковинами – главный вопрос для директора. Андрей Головнев даже назвал сложившуюся ситуацию проклятием изобилия.
– У нас слишком много материалов, мы слишком много знаем и слишком много храним. Хранение – это одна из серьезнейших проблем. Вещь должна быть в действии, должна экспонироваться, иначе она гибнет, – убежден глава Кунсткамеры.
Единственный выход – новые выставочные комплексы и открытые фондохранилища. Но это вопрос не сегодняшнего дня. Чтобы построить или даже просто оснастить такие пространства, требуются значительные вложения, которые музей себе позволить не может, правда и государство помогать не спешит.
– Прошлому директору Юрию Чистову удалось добыть недостроенное здание на другом краю города. Но через короткое время после всяких совещаний и попыток добыть деньги на строительство хранилища, нам сказали “Обходитесь своими средствами”, – сокрушается Андрей Головнев.
Своих средств у Кунсткамеры не так много, как хотелось бы. Против своей воли она будто сидит на двух стульях. Причина кроется уже в названии: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. То есть, с одной стороны Кунсткамера все-таки музей, но с другой – относится к научному ведомству.
– Бюджетно мы питаемся от Академии наук. У других музеев питание идет от Минкульта и там сытнее. Мы с музеем оказались в провале, поскольку мы межминистерское заведение. Для Минкульта мы другие, потому что относимся к науке, а для науки мы другие, потому что с музеем, и рассказываем не только про науку. И получается, что мы – нецелевое расходование и для тех и для других, – сокрушается Андрей Головнев.
Андрей Головнев убежден, что музей может надеяться на помощь города и крупных спонсоров.
– Петербург нам поможет: и Смольный, и сильные люди, и бизнес. Первая буква алфавита бизнеса здесь начинается с «Г» («Газпром» - прим. редакции), верно? Деньги нужны, деньги это хорошо, – заключает директор Кунсткамеры.
Самостоятельно реализовать крупные начинания музей пока не в состоянии, поэтому активно ищет помощь. Одним из основных инструментов привлечения денег, по мнению директора, могут стать предпроекты.
– Пусть это будет 1,5 миллиона рублей, на них я нанимаю дизайнеров, которые рисуют мои мысли и добавляют их в предпроект. Уже этот предпроект я выкладываю в клубе друзей Кунсткамеры, который только-только формируется, и в эндаумент, которого нет, но мы его создаем. Я приглашаю состоятельных людей поучаствовать в этом интересном деле, – рассказывает Андрей Головнев.
Кунсткамера намерена не только просить. Ведь она не только музей, но и научная организация. Она может предложить партнерам уникальные знания и совместное участие в высокоинтеллектуальных проектах, говорит глава музея. Андрей Головнев полагает, что это может оказаться очень удобной площадкой для заработка.
– Я веду полевые работы в Арктике, наблюдаю за кочевниками. Они могут резко переключаться с крайней мобилизации на сон. Умение контролировать себя, умение быть легкими и подвижными в Арктике, это то, чего так не хватает компаниям работающим в регионе. Мы знаем как это делать и предлагаем совместный проект. Научитесь и вы будете первыми в мире. Это один из рецептов, который кажется мне достаточно продаваемым, – рассуждает директор музея.
Такое решение позволит одновременно поддерживать научную деятельность музея и заработать на улучшение его экспозиции.
Как скоро начнутся предсказанные Андреем Головневым изменения, пока непонятно. Он признался, что для начала ему необходимо осмотреться и проконсультироваться с властями. В любом случае, новый директор пообещал «элегантный апгрейд старой Кунсткамеры». Он намерен сохранить ее дух, настроение, которое было, когда коллекция диковин зарождалась.