Культура
15:2021 сентября 2017

Новый музей блокады: подземные перспективы и подводные камни

В Петербурге рассказали о графике будущих работ: к 8 октября завершится конкурс архитектурных решений, до конца года город заключит контракт на проектирование, оно завершится весной, а в январе 2019-го к 75-летию со Дня снятия блокады планируется открытие. На фоне печальной эпопеи с 10-летним строительством «Зенит-Арены» эти цифры звучат пугающе оптимистично.
Фото: kgainfo.spb.ru

В ближайшие дни блокадники изучат все четыре проекта-финалиста конкурса на лучшую архитектурную концепцию будущего музея блокады. По словам генерального директора Центра выставочных и музейных проектов Сергея Важенина, все будет происходить в соответствии с заранее составленным графиком. Так что новых сбоев пока не предвидится.

- Конкурс проектов продлен до 8 октября, горожане продолжают его обсуждать. В этом году оформят контракт на проектирование, проектирование намечено на март-апрель 2018 года, дальше поставят само здание, - сказал Важенин.

Работа победителя конкурса будет положена в основу технического задания на проектирование. При этом итоговый результат может значительно от нее отличаться. Это в Петербурге уже проходили и на примере «Зенит-Арены» Кисе Куросавы, и особенно на примере нового здания «Мариинского театра» Доминика Перро.

Проект
Проект "Архитектурной мастерской Мамошина". Фото: kgainfo.spb.ru

Согласно условиям Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), помимо музея комплекс должен включать научно-исследовательский центр, мемориал, архив, фондохранилище и библиотеку. В распоряжении проектировщиков 25 тысяч квадратных метров рядом со Смольным собором и Таврическим дворцом. При этом важно органично вписать новое здание в панораму Стрелки Васильевского острова. Предельная высота – 25 метров. Поэтому логично, что часть площадей приходится прятать под землю.

Работы по сбору коллекции для музея ведутся с 2016-го года, рассказала заместитель директора по науке Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Милена Третьякова.

- У нас никогда не было единого архива, базы данных о том, где что есть. С декабря прошлого года мы собрали информацию, где какая кинохроника находится, радио, фото, - отметила Третьякова.

Проект студии
Проект студии "А.Лен". Фото: kgainfo.spb.ru

Часть архивов, к примеру, оказались в Красногорске. Другой важный источник – фонд Лендока. Специалистам пришлось решать проблемы с авторскими правами на видеоматериалы. Другое важное направление – сбор контента для научно-исследовательского центра.

- Мы создаем единую базу данных на партнерских основаниях, используя мировые архивы. Через год-полтора сформируем все в единый портал. Для ученых и всех желающих. Уже почти полностью оцифрована газета «Ленинградская правда», - добавляет замдиректора музея.

Научный консультант Николай Ломагин подчеркнул, что в СССР темой истории блокады занимались, по меньшей мере, три института. Теперь предстоит создать общее поле исследований, объединяя усилия и материал. В частности, Европейский университет передаст около 100 многочасовых интервью с блокадниками.

Однако пока больше споров вызывает не внутреннее наполнение, а внешнее решение. Как отметила одна из разработчиков концепции музейно-выставочного комплекса Юлия Демиденко, музей должен быть близок «и тем, кто не знает, что такое Ленинград, и профессорам».

- Каждый должен найти в нем что-то для себя, - добавила Демиденко.

Между тем с самого начала конкурса он вызвал немало пересудов. Свободное обсуждение проектов ведется и на сайте КГА, и на других площадках в интернете. Проблема первая – этическая. Свои проекты на суд высокого жюри представили немцы, норвежцы и финны. Многим это не понравилось, ведь во времена Великой Отечественной именно их соотечественники окружили кольцом обескровленный город. Однако есть здесь и обратная сторона медали: насколько справедливо отказывать автору хорошего проекта только потому, что он имеет не то происхождение. Не та ли это логика, что когда-то привела к появлению в центре Европы Третьего Рейха?

Фото: kgainfo.spb.ru
Фото: kgainfo.spb.ru

К слову, именно финский проект получил большинство голосов от посетителей выставки в Конюшенном ведомстве. Представители Суоми назвали свою работу «Реквием». Музей предлагается сделать похожим на светящуюся спираль, которая частично врыта в землю и прорывается наружу, символизируя торжество жизни.

Также много замечаний вызвало наличие в представленных архитектурных проектах VIP-входов и ресторанов. Авторы всего лишь соблюдали условия, определенные городом. Однако многие настаивают на том, что такое место не должно быть точкой притяжения коммерции.

Проект
Проект "Студии 44". Фото: kgainfo.spb.ru

Другие проблемы, которые сильно беспокоят горожан – цена вопроса и соблюдение сроков. Пока речь идет о 2 млрд рублей, однако отдельные эксперты уже подвергали критике эти расчеты, называлась даже куда более внушительная сумма в 7,5 млрд. Со сроками пока все тоже получается не очень красиво. Итоги конкурса архитектурных концепций должны были подвести 8 сентября. Но вместо этого организаторы пафосного мероприятия неожиданно сообщили, что процедура продлевается на месяц, так как надо сперва посоветоваться с самими блокадниками. Что мешало посоветоваться с ними раньше, не очень ясно.

Почему многие придают этой маленькой задержке столь большое значение? Из памяти еще не выветрились воспоминания о строительстве Мариинки-2 и «Зенит-Арены». Тогда все также начиналось с красивых конкурсов с участием известных иностранных архитекторов. Потом уже после начала работ выяснялось, что авторы победившего проекта сильно напортачили с расчетами, и смета росла в разы, а сроки становились резиновыми. Еще один постоянный симптом – чехарда со сменой подрядчиков. Очень бы не хотелось, чтобы история повторилась и с Музеем блокады. Все-таки для жителей города все, что связано с памятью о тех 900-х днях, свято и требует очень бережного отношения.

Новости партнеров