С самого начала создатели фильма-сериала не скрывали, что снимают не дословную экранизацию, а ленту по мотивам сборника. Входящие в него повести будто специально созданы для жанра мэшап. Сам писатель смешал классическую литературу с необходимой по канону стиля нечистью.
Однако не стоит ждать от картины, покорившей Пушкина, «искренней и непринужденной веселости». Авторы добавили в сюжет драму и детектив. Теперь Гоголя окружает не только чертовщина, но и дознания, медицинские экспертизы и ложные признания.
В начале фильма Гоголь вместе со своим слугой Якимом скупают по всем книжным лавкам поэму «Ганц Кюхельгартен». Молодой Гоголь написал ее еще в гимназии под псевдонимом В. Алов. Кажется, что она в ленте чуть ли не важнее, чем сборник повестей. Строки из нее несколько раз цитирует Лиза Данишевская. Книга мучает Гоголя наяву и снится в кошмарах. В одном из страшных снов он видит, как лично Пушкин, высмеивает «Ганца Кюхельгартена».
– Понятно, что о поэме мало кто из зрителей знает. Поэтому она здесь называется и рассказывается почти вся ее история, – объясняет обилие цитат доцент СПбГУ Александр Погребняк.
Не ждите от фильма яркости красок. По воле создателей, Диканька больше не живое и веселое малороссийское село с пестрыми костюмами жителей и светлыми мазанками. Героев окружают бревенчатые избы и мрачная природа. Буквально несколько персонажей выглядят, как казаки.
– То, что мы видим в фильме, это не условная Малороссия, а безусловно не Малороссия. То ли голландская деревня, то ли Северная Америка времен первых переселенцев, – отмечает Александр Погребняк.
Чего стоят декорации Диканьки, построенные в Псковской области. Не менее комично выглядит и Гатчинский дворец, который притворяется усадьбой Данишевских и возвышается над селом.
Как бы вольно создатели фильма не обращались с повестями, некоторые сцены перенесены на экран почти дословно. Помните, как в повести «Майская ночь, или Утопленница» погибшая панночка просит казака Левко найти среди ее подруг-русалок злую мачеху? Так вот, в фильме у девушки появляется имя, Оксана, но просьба остается прежней. В итоге окруженный утопленницами Николай Васильевич находит среди них самозванку и заручается помощью русалки. Она, в ответ, пытается то направить писателя по верному пути, то соблазнить.
Наверняка, многие помнят и про красную свитку черта, наделавшую столько шума на Сорочинской ярмарке. Из забавной детали она превратилась в по-настоящему пугающую. Одноименная серия очень вольно пересказывает повесть. Уморительное в книге, свидание незадачливых Хавроньи и поповича в фильме заканчивается убийством. Даже светлый книжный финал, свадьба Параски и Грицко, на экране омрачен кровавыми тайной и развязкой.
Кузнец Вакула – единственное в фильме напоминание о «Ночи перед Рождеством». Только теперь это не смелый парубок, готовый оседлать черта ради каприза любимой. Вакула стал отцом семейства, картинки больше не малюет и с нечистой силой не знается. Во всяком случае, пока его собственной дочери ничего не угрожает. Кузнец, кстати, один из немногих героев картины, который разговаривает на украинской мове. Вообще, обилие говорящих по-русски персонажей не идет картине на пользу. Оно разрушает атмосферу также, как псковская Диканька.
Если говорить о цитатах, то сериал не ограничился только первым сборником повестей. История Акакия Акакиевича Башмачкина из повести «Шинель», по словам наставника главного героя, следователя Якова Гуро, произошла на самом деле. Только в фильме титулярный советник не погиб, а отомстил обидчикам и стал разбойником.
Есть в ленте и не такие очевидные цитаты. В одной из сцен русалка Оксана, рассказывает о страшных снах, которые перерастают в новые кошмары. Похожий сон видит и Чартков, главный герой петербургской повести «Портрет».
В фильме были и забавные цитаты. Граф Алексей Данишевский представился Гоголю племянником «дяди самых честных правил». Сыгравший следователя Гуро Олег Меньшиков не обошелся без самоцитаты. В одной из сцен он предложил собеседнику «хлопнуть по рюмашке».
В реальности писатель не страдал от припадков. Поэтому, потусторонние подсказки, которые преследуют главного героя на протяжении всего фильма, останутся на совести авторов.
– Если бы у Гоголя были видения, он, наверняка, упомянул бы о них в переписке, но этого не было. Поэтому, мне кажется, что это скорее романтическое клише. Другое дело, что в одном из них писатель видит себя похороненным заживо. Эта фобия, действительно, мучила Гоголя всю жизнь, – отмечает Александр Погребняк.
Главная загадка всего сериала – кто же скрывается под личиной черного всадника. Ответ в этом году мы, скорее всего, не узнаем, но можем попытаться угадать.
– Я предполагаю, что черный всадник – это сам писатель и есть. Не случайно, в одной из сцен ведьма от него шарахается. Понятно, что Гоголь – гораздо больший черт, чем все черти, с которыми он имеет дело, – заключил Александр Погребняк.