День гранёного стакана. «В Питере пить» – только из идеальной посуды!
Мать титанов и стаканов
«Днём рождения» гранёного стакана считается 11 сентября 1943 года. Именно в этот день классический гранёный стакан был впервые выпущен на старейшем в России стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. С тех пор «гранёное воинство» оккупировало все советские кухни и столовые – и эта «оккупация» продолжается до сих пор. Несмотря на огромное разнообразие стеклянной посуды в магазинах, стакан с гранями и ободком есть в каждом доме, и без его помощи сложно обойтись любой хозяйке.
Кто же изобрёл «гранёный эталон»? Легенд и мифов вокруг происхождения стакана много. По главной из них, «мамой» стеклянной классики является Вера Мухина – знаменитый советский скульптор-монументалист. Именно Вера Мухина создала в 1937 году «главный символ советской эпохи» – 24-метровую стальную статую «Рабочий и колхозница». Скульптор трижды была награждена Сталинской премией первой степени, а также получила ряд орденов от советского руководства.
В 1953 году имя Веры Мухиной было присуждено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу – современной Академии Штиглица. Несмотря на переименование, в Петербурге это учебное заведение до сих пор называют «Мухинским училищем», или попросту «Мухой».
Но какое отношение автор 185-тонной скульптуры, «специалист по титанам» может иметь к обычному стакану? Дело в том, что в сороковых годах Вера Игнатьевна заинтересовалась стеклом. Как раз в это время от власти поступил госзаказ: нужно разработать удобную посуду для нового советского изобретения – посудомоечных машин. И Вера Мухина, согласно легенде, создала эталонную посуду.
Грани идеала
Вполне возможно, что участие знаменитого скульптора в разработке гранёного стакана – лишь миф. Однако совершенно бесспорно, что «катализатором» создания стакана был именно технический прогресс. В начале сороковых годов в СССР изобрели посудомоечные машины, которыми стали снабжать все заведения общепита. Однако в их работе был один нюанс: далеко не всякая посуда помещалась в их «чрево».
Новый стакан должен был идеально подходить под жёсткие требования капризной машины. Так получился эталон: стакан высотой 10,5 сантиметров, объёмом 200 миллилитров, с 16 гранями и гладким ободком по верхней кромке. Количество граней, впрочем, могло быть разным – в Советском Союзе выпускали также стаканы с 12, 14, 18 и 20 гранями. Иногда можно было наткнуться и на 17-гранный экземпляр, но такие всё же были редки – чаще всего количество граней было чётным.
Интересно, что стоимость стеклянной посуды прямо зависела от количества граней – стаканы с большим их количеством стоили дороже. Так, 16-гранник стоил всего 7 копеек, тогда как 20-гранник – 14 копеек.
Крепкий армейский паёк
«Мухинский» стакан имеет и другие наименования: его называют также «губастым» и «маленковским». Последнее название отсылает нас к Георгию Маленкову, советскому политику и соратнику Сталина. И здесь, опять-таки, нет чётких и ясных объяснений – почему?
Зато есть много разных легенд. Согласно одной из них, в то время, когда Маленков был председателем Совета министров, некоторым армейским чинам стали выдавать в обед 200 грамм водки. Тем, кто «беленькую» не любил, разрешалось взять сахаром или табаком. Водка же выдавалась именно в гранёных стаканах. Впрочем, просуществовал такой обычай недолго.
Кто такая Маруся и чем знаменит её пояс?
А вот «губастость» гранёного стакана – вещь очевидная. «Губой» в народе именуют сантиметровый ободок в верхней части нашего «Грааля». Именно он отличает классический советский гранёный стакан от всех версий прошлого. Конечно, важную роль имеют и размер, и количество граней – но миллиметровая разница всё же не так очевидна, как гладкая «губа» стакана.
Есть у этой «части тела» гранёного стакана и другое наименование. В народе гладкий ободок часто именуют «марусиным пояском». Многие знают выражение «налить по марусин поясок» – оно обозначает «налить до краёв». С определённых пор это выражение перекочевало и на всю остальную посуду – фужеры с золочёными краями, рюмки и стопки.
Художник, профессор или инженер?
Идею классического дизайна стакана, целиком или частично, приписывают многим другим известным (и не очень) личностям. Некоторые считают, что всеми любимые формы Вера Мухина придумала в соавторстве с самим Казимиром Малевичем – знаменитым художником-авангардистом, основоположником супрематизма и автором, пожалуй, самой загадочной картины ХХ века – «Чёрный квадрат».
Другие уверены, что дизайн гранёного стакана пришёл в голову не самой Вере Игнатьевне, а её супругу, профессору Алексею Замкову. Между прочим, именно Замков стал прототипом профессора Преображенского – героя повести Булгакова «Собачье сердце». Человеком он был интеллигентным и не рядовым, но, говорят, что очень любил «заложить за воротник». И вот, во время одного из возлияний, его будто бы и посетила «стаканная муза».
Есть и третья версия. По ней, стакан изобрёл не художник и не скульптор, а самый настоящий инженер. Авторство дизайна гранёного стакана некоторые историки приписывают Николаю Славянову – изобретателю электрической дуговой сварки. Славянов родился в середине XIX века и скончался всего за три года до наступления нового столетия. Изобретатель, впрочем, предлагал делать стаканы из металла, что совершенно точно «не по классике».
Царский обычай
Кого бы мы ни назвали автором классического гранёного стакана, «братья и сёстры» которого есть в любом доме, неоспорим тот факт, что стаканы с гранями существовали и раньше – задолго до 1943 года. Конечно, их внешний вид был немного другим, не было «пояска», отличались размеры и количество граней. Но факт остаётся фактом – гранёному стакану как минимум три сотни лет.
Первый стакан с гранями преподнёс Петру I владимирский стекловар Ефим Смолин. По легенде, Смолин явился к императору и заявил, что изобретённый им стакан не бьётся. Пётр захотел тут же проверить громкое заявление мастера – и бухнул посудину об пол. Конечно, стакан разбился.
Перед тем, как разбить подарок, Пётр якобы воскликнул: «Стакану быть!» – и с тех пор в России стали пить из гранёной посуды. А обычай «бить посуду на счастье» якобы появился именно тогда, после первого разбитого царём стакана.
Стакан Фаберже
Гранёные стаканы можно было увидеть на полотнах живописцев и до 1943 года. Так, например, стакан с 12 гранями, наполненный чаем, есть на картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». Написан этот натюрморт был в 1918 году.
Петров-Водкин вообще очень любил этот вид посуды – гранёные стаканы разных типов можно обнаружить на разных его работах. «Натюрморт с чернильницей», помимо чернильницы и яблока, содержит стакан с чайной ложкой, «Розовый натюрморт» изображает яблоки и стакан с водой.
Гранёный стакан «воспел» и сам Карл Фаберже. Великий ювелир так вдохновился его идеальными формами, что изготовил композицию, представляющую собой типичный завтрак представителя пролетариата: кирпич с обрывком газеты, на котором разложены яичница с гордо восседающей на ней мухой, скелет рыбки, окурок и наполовину наполненный стакан. Данная «ода нищете» изготовлена из яшмы, янтаря, серебра и эмали, а сам стакан сделан из хрусталя. Работа стоит более миллиона долларов и находится в музее Фаберже в Баден-Бадене.
Но вам не обязательно ехать в Баден-Баден, чтобы увидеть эталон. Просто загляните в собственный посудный шкаф – и отдайте дань сегодняшнему имениннику! Популярный в последнее время постулат «в Питере пить» каждый понимает по-своему, а форма и характер гранёного стакана даёт возможность каждому решить самостоятельно – что именно пить из идеальной посуды.




