Эксперт объяснил изъятие из магазинов молочного фальсификата подготовкой к новому закону
Минимум в 2000 магазинов по России нашли фальсифицированные молоко и воду.
Общественная потребительская инициатива потребовала от Генпрокуратуры изъятия этих продуктов из продажи, а также привлечь к ответственности поставляющих подобные товары продавцов. Председатель организации «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий объяснил 78.ru, в чём трудности такого подхода.
Дело в том, говорит эксперт, что с 1 декабря 2023 года все фермерские хозяйства обязаны маркировать молочную продукцию. А для того, чтобы к этой дате уже всё было готово и система могла нормально функционировать, фермерам нужно зарегистрироваться в системе, настроить оборудование, набрать кадры, загрузить новое дорогостоящее программное обеспечение, протестировать систему и в добровольном формате эту маркировку проводить. Однако на данный момент для производителей это непомерные затраты.
— Никакой заботы о качестве, никакой речи о безопасности тут нет, потому что сама маркировка «Честный знак» не гарантирует сегодня качество и легальность молочного продукта — она лишь даёт лишние рычаги для государства по продаже этих самых «честных знаков», — объясняет Вишневецкий.
При этом, отмечает эксперт, зачастую за маркировкой скрывается продукция вовсе не с фермерских хозяйств, а со средних и крупных молочных производств, которые умышленно занимаются фальсификацией.
Ситуацию для 78.ru также прокомментировали в Центре развития перспективных технологий, где не согласились с позицией главы организации «Общественный контроль».
— Наличие маркировки на товаре — это гарантия качества, заявленного производителем и подтверждённого российскими ведомствами, в компетенции которых находится данный вопрос. Система маркировки товаров интегрирована с информационными системами 16 органов власти, в том числе с системами Росаккредитации и Россельхознадзора. За счёт выстроенных связей в инфосистемах между произведённым товаром и документами на него обеспечивается подтверждение качества. Наличие маркировки позволяет обеспечить полную прослеживаемость товара от производства до продажи, а потребителям в случае выявления каких-либо нарушений — обратиться с жалобой через бесплатное приложение «Честный знак» в контрольно-надзорные органы, а контрольно-надзорным органам — легко выяснить происхождение такой продукции и провести проверочные мероприятия. При этом сам оператор системы маркировки автоматически выявляет нарушения, передаёт всю информацию о них в соответствующие государственные органы, которые могут осуществлять контроль и проверки на основании этих данных, — отметили в ЦРПТ.
В компании убеждены, что маркировка показывает высокую эффективность.
— Количество производителей сыра и масла, выпускающих продукцию с признаками нарушений, составило 10% по итогам декабря 2022 года, хотя ещё в марте 2022-го эта цифра составляла 30%. То есть количество фальсификата на рынке за девять месяцев снизилось в три раза. Такие данные были получены благодаря сопоставлению данных системы «Честный знак» и ФГИС «ВетИС» компонента «Меркурий», которые позволяют проанализировать объёмы производства молочной продукции и происхождение сырья для её производства, — подчеркнули в Центре развития перспективных технологий.
В системе маркировки также реализованы механизмы общественного контроля, которые позволяют потребителю проверить продукцию через приложение «Честный знак» и направить в органы власти сообщения о выявленных нарушениях. Количество пользователей приложения — более 10 млн человек. Они уже подали более 100 тыс. жалоб на товары.