«Убытки нам в кошельки?»: чем обернётся запрет на мигрантов в магазинах для петербуржцев

19 фев, 18:02
Светлана Коваленко
В Петербурге мигрантам грозит очередной запрет на работу — в сфере обслуживания. Вслед за таксистами и курьерами иностранцам хотят «закрыть вход» в классическую розничную торговлю, на любые должности — на фоне трагедии в одной из крупных продуктовых сетей. Крупные ретейлеры в шоке и красноречиво отказываются комментировать ситуацию.
Коллаж 78.ru: freepik.com, Maksim Konstantinov/globallookpress.com, ИЗВЕСТИЯ/Арсений Самойленко, flaticon.com/ Freepik

Прикрыть лавочку

С инициативой запретить мигрантам работать в сфере продуктового ретейла выступил глава ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Роман Плугин. Это произошло во время его отчёта перед Законодательным собранием Северной столицы 18 февраля.

Поводом для обсуждения стало убийство посетителя сети «Перекрёсток» (входит в Х5 — прим. ред.) в ТЦ «Сити-Молл», которое произошло в конце января. По данным следствия, охранник-мигрант задушил после драки 24-летнего «шоплифтера». Про эту ситуацию Плугину напомнил вице-спикер городского парламента Павел Иткин. Именно он поинтересовался, не стоит ли иностранцам запретить работать в таких сферах в принципе.

— Мы сейчас формируем свою инициативу, по примеру инициативы с курьерами и таксистами, и хотим выйти с ходатайством запретить в принципе использовать мигрантов в любых качествах на объектах розничной и оптовой торговли, — заявил с трибуны ЗакСа Роман Плугин.

Напомним, сейчас в Петербурге иностранцам с патентами запрещено трудиться в сфере такси и доставки. Такие ограничения будут действовать весь 2026 год. Но они не касаются граждан стран ЕАЭС и тех лиц, кому для въезда в РФ требуется виза. Это, например, армяне, белорусы, киргизы, казахи. А также индийцы, кубинцы и так далее. Запомним этот важный момент.

Предположительно, о схеме именно с патентами и рассуждал генерал Плугин. Он заверил, что всего в классическом ретейле на различных должностях трудятся около 5 тыс. работников-мигрантов, «так что это не будет ударом по экономике».

— Главный полицейский Петербурга Роман Плугин, отчитываясь перед депутатами, предложил прикрыть «миграционную лавочку»: запретить иностранцам работать в торговле, — констатировала в своём телеграм-канале депутат ЗакСа Наталия Астахова.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

После смерти покупателя в январе по сети Х5 прошли масштабные проверки по всему городу. Но в компании предложение Романа Плугина о запрете на труд мигрантов не комментируют. Отказываются говорить об этом и другие крупные игроки в ретейле, например, «Лента».

Между тем, около трети персонала в этой сфере, по грубым оценкам, могут быть мигрантами, которым, если решение будет принято, а пока речь идёт именно об инициативе правоохранителей, запретят трудиться. Участники рынка успокаивают: прямого роста цен на товары и продукты из-за ограничений не будет, но свои убытки так или иначе бизнес заложит в ценники.

Ретейлеров спросить забыли

Инициатива правоохранителей стала шоком для бизнеса. Её с ретейлерами заведомо не обсуждали, как это было раньше в ситуации с таксистами и курьерами, рассказали собеседники 78.ru. Между тем, цифры в 5 тыс. человек могут быть «весьма лукавыми». Конечно, все прекрасно понимают, что убийство молодого человека в «Перекрёстке» — это трагедия, но виноваты в этом не только ретейлеры, проблема гораздо глубже, а решать её для торговли с помощью запретов это как «дуть на воду, обжёгшись на молоке».

Сказать, какой процент мигрантов работает в продуктовом ретейле, довольно сложно, отмечает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.

— Все здравомыслящие люди прекрасно понимают, что есть премиальные сети, типа «Азбуки вкуса», а есть дискаунтеры типа «Семишагофф». Естественно, этот процент будет разный. Также важно понимать, что это могут быть люди, получившие российское гражданство, но выглядящие как мигранты. По моим ощущениям, это где-то около трети всего персонала. Но повторюсь, это предположения, — подчёркивает он.

По словам эксперта, важно иметь ввиду, что такой персонал, особенно линейный, часто нанимается в аутстаффинговых компаниях. А те могут действовать не совсем легально и иногда оформляют работников с нарушениями. Некоторые сети отдают себе отчёт в происходящем, но закрывают глаза на то, что в таких организациях всё проходит без достаточного контроля и проверок.

— Стремление заплатить подешевле перевешивает для некоторых ретейлеров все возможные риски. Здесь вопрос не к сотрудникам и мигрантам, а к самим продуктовым сетям, которые в стремлении к экономии готовы поступиться вопросами законности и безопасности. Но по схеме аутстаффинговых компаний могут быть наняты с нарушениями и сами россияне. Поэтому я выступаю за то, чтобы проверяли не только сети, и не одну, в частности, Х5, а и такие организации, — призывает Михаил Лачугин.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Депутат ЗакСа Ирина Иванова подтверждает: идея о запрете мигрантов в торговле с бизнесом не обсуждалась. Парламентарий полагает, что предприниматели выступят против таких нововведений.

— Ещё один вопрос — чего мы хотим добиться запретом на иностранцев? Усиления внутренней миграции россиян? При этом все здравомыслящие люди прекрасно понимают, что в существующих условиях нельзя «оголять» регионы. Нельзя срывать людей с производств в субъектах РФ, в той же сельскохозяйственной (птицефабрики, животноводческие хозяйства, фермы и т. д), текстильной отрасли.
Запрет труда мигрантов логичен в сферах, связанных с безопасностью. Так, например, было с таксистами. Все опять же понимают, что таксист должен обладать определёнными навыками, знать язык, ПДД, город и т. д. Но чернорабочие и грузчики — вот этот линейный персонал — это точно не опасное производство. А найти его негде. Труд мигрантов был и будет, — рассуждает Ирина Иванова.

А кем заменить?

В ретейле персонал сейчас найти очень сложно, подтверждает совладелец сети магазинов «РеалЪ» Александр Мышинский.

— Год назад зарплаты во многих продуктовых сетях серьёзно подняли, а персонал где-то сократили. В итоге вместо условных 8 работников осталось только те же условные 6, а функционал у них, как у прежних 8.
Те же мигранты часто работают уборщиками и грузчиками, а платят им, как кассирам. Идти работать первыми и вторыми россияне просто не хотят, так как это тяжёлый физический труд. А теперь, если решение будет принято, работников станет и того меньше, — констатирует он.

Сам по себе запрет на мигрантов не скажется на росте цен в магазинах, стоимость теперь зависит от того, по какой цене готовы приобретать товары покупатели, но вот сервис теперь из-за нехватки работников рискует «поплыть», предполагает Александр Мышинский.

— Бизнес и раньше был готов поднимать зарплату, но работать зачастую просто физически теперь некому. Иногда мы приходим в магазин и видим пустые полки не потому, что товаров нет, а разложить их элементарно не хватает рук. При этом обороты торговли падают, потребительская способность части населения снижается. И вот такие свои «убытки» ретейлеры и смогут начать откладывать нам в кошелёк, хотя не думаю, что стоимость взлетит резко, — подтверждает Ирина Иванова.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Михаил Лачугин отчасти готов согласиться с Романом Плугиным в том, что особого негативного эффекта для отрасли не будет, но только если речь идёт действительно о 5 тыс. человек. Тогда и роста цен вряд ли стоит ждать. Но может выйти так, что сами сети на этом фоне выйдут в информационное поле с посылом о росте стоимости товаров и услуг.

Не исключают собеседники и варианта, когда мигранты продолжат трудиться в ретейле… просто по иным схемам. Или вместо условных азербайджанцев и таджиков это будут индийцы или кубинцы, которых вообще-то звали трудиться в ЖКХ и строительство в РФ. По данным 78.ru, в одной крупной сети таких работников уже достаточно.

Другое по теме