«А если солью»: какие новые тренды породил закон о «наливайках» в Петербурге?

13 окт, 12:10
Светлана Коваленко
Петербургский бизнес с 1 сентября подал почти три сотни заявок на включение объектов в реестр ресторанов, которые располагаются в жилых домах и могут официально торговать спиртным по ночам. Многие получили желанный статус «включён», кто-то битву продолжает. Участники рынка жалуются: становится больше «проверяющих», которые под предлогом нарушения условий продаж алкоголя требуют деньги.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Новые тренды

Всего в перечне, размещённом на официальном портале комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного, сейчас числятся 296 заведений. Есть там всем понятные точки сетей Jagger meet to eat, Manneken Pis, «Рюмочная у Гоши», «Контакт», Brasserie Kriek, «Толстый фрайер», Blackwood, Beer Ноuse (в отношении последних двух, например, заявки находятся на стадии рассмотрения) и т. д.

На этом фоне выделяются «Шоколадница», «Британские кондитерские», «Метрополь», которые у многих горожан с торговлей спиртным до сих пор в основном не ассоциировались. Эксперты поясняют: они могли решить на всякий случай подстраховаться на будущее или вынашивают планы, которые пока не разглашают. Ведь, как заверяли ранее чиновники, попадание в список будет гарантировать бизнесу лучшие условия функционирования и конкурентные преимущества. Любой желающий, сверившись со списком, сможет убедиться, что заведение работает по всем правилам. Но принуждать к присутствию в перечне никто рестораторов не будет.

Между тем «Деловой Петербург» сообщил на днях, что с начала октября в Петербурге начались массовые проверки объектов общепита, которые могут не соответствовать заявленным критериям ресторанов. Причём иногда такие мероприятия проводятся и в отношении тех, кто в реестр не просился.

Всё это приводит к тому, что в Северной столице усугубился тренд на потребительский терроризм клиентов общепита, которые теперь нацелились именно на «ноу-хау» с алкоголем, а заодно начали появляться бары «для своих».

Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Разбираемся, что происходит в городе после вступления в силу с 1 сентября закона о «наливайках» и с какими новыми вызовами теперь начал сталкиваться бизнес.

«Процесс, конечно, интересный…»

Как рассуждает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Леонид Гарбар, конечно, в «Шоколаднице» и «Британских кондитерских» той же водкой вряд ли торгуют или всерьёз этим хотят заняться.

— Но шампанское, игристые и креплённые вина, настойки, могут идти как дополнения к кондитерским изделиям и десертам. Видимо, владельцы этих сетей захотели на всякий случай подстраховаться. Допустим, у такой сетевой организации есть условные 50 точек, половина из них по критерию 50 «квадратов» чётко проходит, а к остальным есть те или иные вопросы. Понятно, что тогда и требуется подстраховка, — полагает он.

По словам пивного эксперта, директора по развитию новых направлений ресторанной группы Big Family Натальи Митчиной, в их сети подавали документы. Но делали это в ручном режиме, отнеся бумаги в комитет и тщательно перепроверив качество копий.

— Проверки были достаточно строгие. Но проверяли соответствие для включения в реестр чётко по списку, указанному в законе, не больше и не меньше, — подчёркивает она.

Соавтор концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон отмечает, что они тоже подали заявки, «процесс сейчас идёт, и он оказался, конечно, вполне себе интересным».

— Работаем над этим, — кратко резюмировал он.

Пока не обращались

О первой «жертве» закона о наливайках городские СМИ написали в начале сентября. Ею стала рюмочная на проспекте Ветеранов, 51 (ООО «РусБар»). Она не прошла критерий в размер площади в 50 «квадратов», но днём (до 22:00) алкоголем заведение торговать всё-таки сможет, написал в своём Telegram-канале один из авторов документа депутат Денис Четырбок.

Фото: Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

В начале октября Bussines FM сообщил, что из списка на основании изучений чиновники исключили 40 объектов. Это, например, бар «ЧПХ Крафт» на Московском проспекте, ресторан русской кухни «Чеховъ» на улице Петропавловская в Петроградском районе, бар Gypsies & Jews на улице Ломоносова. Но, например, первый теперь в списке присутствует со статусом «включён» под позицией № 242.

При принятии многострадального закона о «наливайках» много «копий» было сломано и шли дискуссии о том, что он утащит на дно небольшие авторские концептуальные бары, хорошо известные не только в РФ, но и по всему миру. Один из авторов документа парламентарий Дмитрий Панов обещал таким заведениям помощь в поиске локаций для перебазирования и денежную помощь.

Как он особо подчеркнул в беседе с 78.ru, в адрес специально созданной в городском парламенте рабочей группы поступило достаточно большое количество положительных отзывов и слов благодарности от жителей домов, в которых располагались шумные и недисциплинированные питейные заведения.

— Также мы фиксируем факты того, что правоохранительные органы оперативно реагируют на поступающие сигналы от петербуржцев о том, что некоторые заведения, подпадающие под действия нового закона, продолжают работать, однако таких случаев становится всё меньше.
Что касается релокации авторских баров, попавших под действие закона, а также разработки мер поддержки таких баров в случае их заинтересованности в перебазировании, к нам ни одного обращения не поступило ни на электронный адрес приёмной, ни на мой личный. Возможно, подобные обращения поступят в ближайшем будущем. В то же время, подчеркну, что мы всеобъемлюще готовы проработать любые меры поддержки участников отрасли в случае их целесообразности и востребованности, — заявил народный избранник, в частности.

Леонид Гарбар ситуацию комментирует просто: теоретически перебазировать заведение с одной локацию в другую вполне возможно.

— Но есть одно базовое условие: обе эти локации должны быть успешными для бизнеса. Из центра в какую-нибудь глухомань никто не захочет переехать. Не потянутся туда и клиенты в большинстве случаев, какой бы уникальной и авторской концепция не была. Посмотрите сами, какими семимильными шагами развиваются службы доставки. Многие теперь в принципе не хотят вставать с дивана и выходить куда-то на улицу. Теперь практически всё способны привезти домой, — рассуждает он.

А лучше «два в одном»?

78.ru направил вопросы по возможному факту проведения проверок в комитет по промышленной политике. Редакция готова опубликовать позицию ведомства, если комментарии будут предоставлены.

Фото: Belkin Alexey globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Между тем бизнес обеспокоен больше контрольными «мероприятиями», которые теперь всё чаще инициируют активисты или общественники, состоящие в некоммерческих организациях, а то и просто самозванцы, которые хотят нажиться на рестораторах. Схема выглядит примерно следующим образом: в точку в МКД приходит компания из нескольких человек, затем после 22:00 они пытаются приобрести алкоголь, и если это срабатывает, то затем начинаются «разборки». Кто-то достаёт «корочки», а кто-то и напрямую угрожает, что если ему не заплатят «компенсацию, то он всех заложит».

— С проверками от якобы посетителей сталкиваются многие всё чаще и чаще. Это становится уже своего рода тоже терроризмом, хотя есть и объективные ошибки персонала, поленившегося своевременно проверить возраст клиента. «Лучший вариант», «два в одном», это когда якобы «клиент» и младше 18-ти, и покупает спиртное после 22:00. Причём всё чаще встречается и ситуация, когда никакие корки не предъявляются, а вопрос с «недонесением» предлагают решить на месте за «денежку», и достаточно большую.
Хорошо, если речь идёт только о бесплатном ужине, куда могут потребовать включить стейки из мраморной говядины или бутерброды с красной/чёрной икрой, а купили после 22:00 только тоже пиво, и гораздо хуже, когда идёт речь десятках тысяч рублей «договорных», — делятся собеседники, припоминая, что потребительский экстремизм с подбрасыванием тараканов, волос, «обливанием» кипятком был всегда, но теперь в свете истории с алкоголем это приобретает «какие-то колоссальные масштабы».

Очевидно и то, что если ситуация не изменится, то такие дополнительные затраты начнут закладывать в стоимость еды и напитков.

В историю про бары для своих Леонид Гарбар не особо верит. По его словам, такой формат был широко распространён в пандемийные годы и разгар ковидных ограничений.

— Доказать там что-то крайне сложно. Собственник всегда может сказать, это частное мероприятие, я пригласил друзей на день рождения, свадьбу и т. д. И может выйти так, что кто-то даже предъявит паспорт, доказывающий основание для торжества, — отметил он.

По мнению Леонида Гарбара, будет ли такой формат набирать массовые обороты, сказать достаточно сложно. Он рассчитан на уже раскрученный бизнес, имеющий собственную проверенную клиентуру, но не на новых посетителей. А их никто и пускать не будет, а то вдруг там окажутся «засланные»?

Теперь все в суд?

Генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский констатирует: никаких компенсационных механизмов для законопослушных предприятий не предусмотрено, что ставит добросовестных предпринимателей в тяжёлые экономические условия.

— Особую обеспокоенность вызывает и выездная проверка площадей залов обслуживания посетителей и других критериев «ресторана» специалистами КППИТ при подаче заявлений в петербургский реестр ресторанов. Такие действия выглядят избыточными, особенно когда у предприятия уже есть все необходимые правоустанавливающие документы.
На мой взгляд, бизнесу пора выйти из состояния инфантилизма и перейти от ожиданий к активным действиям. Нужно действовать в правовом поле — готовить судебные иски от предпринимателей, чьи права нарушены, — полагает Максим Черниговский.
Фото: Christoph Soeder globallookpress.com
Фото: Christoph Soeder/globallookpress.com

Наконец, как заключает эксперт, законопослушному бизнесу необходимо координироваться — создавать независимое общественное объединение, способное координировать действия добросовестных предпринимателей, вырабатывать единые правовые позиции, проводить публичную экспертизу и предлагать сбалансированные, справедливые критерии регулирования. Такая организация должна привлекать к работе юристов, адвокатов и специалистов по отраслевому праву, чтобы защищать интересы бизнеса системно, а не точечно.

Другое по теме