Губит лизинг? Как изменится автопарк такси после локализации и кто за это заплатит

15 сент, 17:09
Светлана Коваленко
Осенью 2025-го Минпромторг приступит к формированию перечня марок и моделей авто, которые затем с учётом требований по локализации допустят к работе в такси. Список разместят на сайте ведомства. Формально какое-то время машины, не отвечающие таким требованиям, ещё смогут подвозить пассажиров, но это не продлится долго. Как это отразится на ценах на перевозки — в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: freepik.com/pressahotkey; standret, ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко, flaticon.com/Freepik

На рынке правят балльники

Закон о том, что в реестр легковых такси можно будет включать автомобили только с определённым количеством баллов локализации, президент РФ Владимир Путин подписал в мае этого года.

Для подавляющего большинства регионов, включая Петербург, Ленобласть, Москву, Московскую область, новые правила в целом, но с определёнными оговорками, начнут действовать с 1 марта 2026-го. Для Калининградской области и Сибирского федерального округа «дедлайн» наступит 1 марта 2028-го, для Дальнего Востока — 1 марта 2030-го.

Под локализацией, грубо говоря, понимается количество этапов технологических процессов, произведённых на территории страны, и доля использованных при сборке российских комплектующих. Сюда, например, включается покраска, сборка, сварка кузова, монтаж сидений, электроники и так далее.

Сейчас отсекающая планка установлена в 3200 баллов. Машины, которые их не наберут, с 1 марта 2026 года включать в реестр больше не станут. Но те авто, которые окажутся в списке до этой даты, даже иномарки, теоретически смогут работать до момента истечения срока эксплуатации.

Сейчас в Минпромторге готовятся создать перечень авто, которые преодолеют планку в 3200 баллов, с указанием марки, модели и идентификационного кода изготовителя (WMI).

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Пока никаких конкретных списков нет, их с нетерпением ждут участники рынка такси. Последние отмечают, что в ситуации с реестром есть множество нюансов, из-за которых «вылететь» из него несложно. Между тем, для крупных городов нововведение в ближайшие годы может разогнать цены на поездки на 20–30 % из-за необходимости замены парка.

А был ли список

О наличии некоего списка Минпромторга с указанием марок машин сообщил 12 сентября «Коммерсант» со ссылкой на свои источники. По данным издания, в перечень, в частности, могут войти модели Lada, «Москвич» и Evolute, а также Haval, Solaris и Sollers. Предположительно, этот список должен быть утверждён ведомством до конца этого года.

В этот же день вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин заявил, что информация СМИ о наличии перечня не соответствует действительности. Пока готовится только нормативная база для реализации закона о локализации.

В пресс-службе «Ситимобил» и «Таксовичкоф» 78.ru ситуацию прокомментировали кратко:

— Ждём от Минпромторга нормативных документов и обещанных публикаций.

Теоретически по уровню локализации, который должен составлять не менее 3200 баллов, для эксплуатации в сфере такси подходит весь модельный ряд LADA: семейства Granta, Vesta, Niva, Largus и Aura, пояснил коммерческий директор автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин.

— Помимо этого, в рамках альтернативного способа вхождения в список разрешённых авто — модели, выпущенные в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), заключённого в период с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Таксопарки имеют возможность использовать в пассажирских перевозках автомобили «Москвич» — 3, 3е, 6 и 8, а также Haval и Solaris, — отметил он.

Разрешение на работу в такси есть примерно у 800 тыс. машин, из них примерно 16 % — это авто от «АвтоВАЗа», свыше 80 % потенциально могут подлежать замене, утверждает руководитель по связям с общественностью сервиса «Максим» Павел Стенников со ссылкой на данные ФГИС «Такси».

— Небольшие региональные таксопарки с ограниченными ресурсами давно закупают Lada Granta и без закона о локализации, как самые доступные автомобили, или подбирают на вторичном рынке б/у иномарки, зачастую под ремонт, — отметил он.
Фото: Belkin Alexey globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Идеальная картина мира

По оценкам участников рынка, в среднем авто в такси можно эксплуатировать от трёх до семи лет в зависимости от изначального состояния, интенсивности поездок и других факторов. То есть, если успеть попасть в реестр к 1 марта 2026 года, то «выбытие» начнётся в 2029–2034-х годах.

— Средний срок эксплуатации автомобиля в такси составляет около 5–7 лет. За этот период транспортное средство проходит значительное количество километров и испытывает повышенные нагрузки. После истечения указанного срока машину рекомендуется заменить. Однако решение о продолжении эксплуатации принимается индивидуально владельцем автомобиля исходя из технического состояния транспорта, — рассуждает Евгений Житнухин.

Но это идеальная картина мира, акцентируют внимание некоторые собеседники.

— С учётом роста цен на новые автомобили таксопарки продлевали эксплуатацию до момента, когда уже ремонтировать слишком дорого, — подчёркивает Павел Стенников.

Точки невозврата

Как рассказывают собеседники 78.ru, в крупных городах большинство самозанятых водителей арендует автомобили в таксопарках. В реестрах именно таксопарки выступают собственниками машин, а сами таксисты используют авто по договору обеспечения деятельности.

При достижении годового лимита выручки в 2,4 млн рублей самозанятые водители обязаны переходить в статус индивидуального предпринимателя (ИП). Но ИП не может работать на чужом автомобиле по договору обеспечения деятельности.

— Автомобиль должен быть закреплён в реестре за ним, а не за пунктом проката. Для этого требуется новое разрешение на автомобиль. Старое аннулируется, и нелокализованная машина в реестр больше не попадёт. В мегаполисах лимит достигается уже к 7–8 месяцу работы, что ускоряет процесс, — отмечают участники рынка.

Второй принципиальный момент заключается в том, что в мегаполисах до 80–90 % машин в таксопарках находятся в лизинге. По истечению сроков, как правило, авто переходит в собственность компании-перевозчика. На машину надо оформлять СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства), что ведёт к исключению из реестра и переоформлению в нём.

Фото: Shatokhina Natalia globallookpress.com
Фото: Shatokhina Natalia/globallookpress.com

Вернуть нелокализованную модель обратно уже невозможно. Таким образом, каждое завершение лизинга означает необходимость замены парка.

Наконец, любая купля-продажа автомобиля, ранее внесённого в реестр, тоже требует переоформления.

— Для иномарок это будет точкой невозврата — такие машины утратят легальный статус такси, — предполагают собеседники.

Логично, что свои новые расходы таксопарки и водители заложат в тарифы для пассажиров. Поездки только из-за этого фактора могут вырасти в крупных городах в цене на 20–30 %. Между тем, в Северной столице до конца 2025 года действует эксперимент, по которому мигрантам запрещено работать водителями такси, что может ещё больше разогреть цену на поездки.

Другое по теме