Слишком большие надежды: что ждёт ключевую ставку в сентябре

5 сент, 18:09
Лилия Батршина
Уже в следующую пятницу, 12 сентября, состоится первое осеннее заседание по ключевой ставке в Центробанке. Банкиры и участники рынка возлагают на него большие надежды, кто-то ждёт снижения сразу до 15%. Однако насколько эти надежды оправданы и облегчит ли снижение ставки жизнь экономике? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: Maksim Konstantinov/globallookpress.com, ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев, freepik.com/pvproductions, flaticon.com/Maxim Basinski Premium

Последние два заседания совета директоров Центробанка по ключевой ставке сильно обнадёжили участников рынка: 6 июня впервые за полгода регулятор снизил ставку — до 20%, а на заседании 25 июля опустил её сразу на 2%, до 18%. Это всё ещё очень высокие уровни, однако динамика очевидна, и банки и бизнес уже стали «закладываться» на постепенное смягчение денежно-кредитной политики.

Неудивительно, что о предстоящем заседании 12 сентября многие высказываются однозначно — снижение ключевой ставки продолжится.

Что влияет на решение ЦБ по ключевой ставке

В пользу такого шага говорит прежде всего состояние экономики, отметили опрошенные 78.ru эксперты.

— Сильные доводы за снижение: динамика инфляции (напомним, именно её таргетирует Банк России) и состояние экономики. Инфляция с сезонной корректировкой в пересчёте на год замедляется к 4% (за исключением июля), и экономика также замедляется, на что указывает и деловая активность, и динамика ВВП, — рассказала экономист, эксперт по финансовым рынкам Ольга Гогаладзе.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, автор социального проекта «Финансовая грамотность: просто о сложном» Пётр Щербаченко привёл цифры: месячная инфляция в июле 2025 года составила 0,57%, годовая снизилась до 8,79% после 9,40% в июне. В то же время в августе зафиксирован незначительный рост цен на уровне 0,02%. Всё это позволяет Центробанку ориентироваться на дальнейшее снижение ключевой ставки без риска разогнать инфляцию.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Кроме того, есть и ещё один довод в пользу снижения ставки, на который указал Пётр Щербаченко — это потребность в кредитах.

— (Наблюдается — прим. ред.) высокий уровень кредитования, несмотря на снижение числа выданных ссуд (48% по количеству и 49% по объёму в годовом сопоставлении). Ожидается рост спроса на кредиты перед началом учебного года. Темп роста ипотечного кредитования снизился до 3,1% на 1 августа, — констатировал эксперт.

Помимо этого, в последнее время прозвучал и ряд политических заявлений об угрозе стагфляции в экономике, обратил внимание руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко. Кроме того, как отметила Ольга Гогаладзе, на ЦБ активно воздействуют правительство и Минфин, а 3 сентября стартовал Восточный экономический форум, на пленарном заседании которого выступит президент РФ Владимир Путин — возможно, от него также поступит сигнал на более значительное снижение ставки.

Однако есть и множество факторов, которые могут помешать Центробанку снизить ставку. Прежде всего это устойчиво высокие инфляционные ожидания населения: как отметил Пётр Щербаченко, они выросли в августе на 13,5%. Ольга Гогаладзе указала также на жёсткий рынок труда с минимальной безработицей и неопределённость внешних условий с вероятностью новых санкций.

Дмитрий Десятниченко обратил внимание на то, что сейчас предложение растёт опережающими темпами — это происходит в том числе с расчётом на скорое снижение процентных ставок по кредитам. Высокая ключевая ставка же «тормозит» спрос и не даёт инфляции разгоняться.

— Чем ниже ключевая ставка, тем меньше дельта между ожидаемой инфляцией, приводящей потенциально к удорожанию потребления в будущем, и альтернативной доходностью от сбережений, компенсирующей, покрывающей и даже превышающей этот рост цен. Если ключевая ставка снижается и эта дельта становится околонулевой и даже отрицательной, экономического смысла сберегать нет, растёт спрос, а значит, потенциально и инфляция. ЦБ это не нужно, — пояснил Дмитрий Десятниченко.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Сергей Виноградов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

Центробанк на каждом заседании ищет баланс между факторами за и против снижения ключевой ставки. Какие же факторы одержат победу в этот раз?

Чего ждать на заседании 12 сентября

Опрошенные 78.ru эксперты склоняются к тому, что наиболее вероятный сценарий на заседании 12 сентября — снижение ставки на 1%, до 17%. Ольга Гогаладзе отметила, что ЦБ в своих действиях крайне консервативен, на это же обратили внимание и другие эксперты.

— В базовом сценарии ожидаем осторожности от Банка России и снижения на 100 базисных пунктов до 17% годовых. Так ЦБ оставит манёвр на конец года и получит возможность посмотреть на то, как это снижение откликнется в экономике и инфляции, — пояснила Ольга Гогаладзе.

Пётр Щербаченко также назвал снижение на 1% наиболее вероятным сценарием, поскольку это сбалансированное решение. Есть и другие сценарии: менее вероятный на фоне растущих инфляционных ожиданий населения — снижение на 2%, до 16%, и самый маловероятный — сохранение ставки на уровне в 18%. Ольга Гогаладзе напомнила о словах зампредседателя ЦБ Алексея Заботкина, который указывал, что регулятор склонен проявить осторожность для того, чтобы избежать необходимости вновь повышать ставку.

— У нашего ЦБ ничто не может быть безальтернативным, но, действительно, вероятность того, что ключевую ставку оставят без изменений, крайне мала. Основной повесткой является снижение ключевой ставки. Предметом обсуждения является сейчас только шаг и интенсивность этих шагов. Совершенно не факт, что снижение будет происходить на каждом заседании. Пауза на одном из них до конца года — вполне реалистичный сценарий. Вопрос, когда ЦБ возьмёт эту паузу — открытый. Это решает Эльвира Набиуллина (глава ЦБ. — Прим. ред.), — констатировал Дмитрий Десятниченко.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Эксперт считает наиболее вероятными сценариями снижение ключевой ставки на 1%, 1,5% или 2%. Однако в прессе уже появляются надежды на то, что Центробанк может пойти и на более резкие шаги, звучат разговоры даже о снижении на 3%, до 15% годовых. Дмитрий Десятниченко отнёсся к таким надеждам скептически.

— Прогнозы о снижении до 15% и ниже я считаю пока нереалистичными, излишне оптимистичными. Это создало бы у экономических агентов иллюзию о полной победе над инфляцией и инфляционными ожиданиями. Пока этого нет. Начало осени — это лишь традиционное сезонное снижение цен на сельскохозяйственную продукцию в связи с ростом объёмов предложения и некоторое снижение спроса на часть товаров и услуг потребительского сегмента, которые и являются основными антиинфляционными факторами, — пояснил он.

Действительно, резкие скачки ставки, особенно вниз, совсем не в духе Центробанка: даже шаг в 2% на прошлом заседании для некоторых экспертов стал неожиданностью, многие не считали, что регулятор на это решится. При этом, как отметил Пётр Щербаченко, если на заседании 12 сентября в самом деле понизят ключевую ставку, то на следующем, 24 октября, её могут сохранить — например, на уровне в 17%.

Станет ли легче экономике

Отсутствие резких шагов в отношении ключевой ставки часто ставят Центробанку в вину, и не без оснований. Так, в ходе ВЭФ-2025 глава Сбербанка Герман Греф указал, что второй квартал года можно рассматривать как техническую стагнацию экономики, и одним из важных факторов, которые к ней привели, является высокая ключевая ставка. Предыдущие снижения ставки на 1–2% недаром называли «косметическими»: они только показали тренд, но реального облегчения экономике не дали, ставка в 18% — это всё ещё очень много.

Однако мнение опрошенных 78.ru экспертов, будет ли снижение 12 сентября тоже являться «косметическим», разошлось.

— Текущее снижение снова станет скорее «косметическим», хотя компании уже активно кредитуются через облигационные займы, где учитывается и будущее снижение ставки. Там мы видим снижение доходностей до 11–12% для эмитентов с наивысшим кредитным рейтингом, — отметила Ольга Гогаладзе.
— Я бы не говорил о том, что это «косметическое» снижение. Индикатором того, что экономике стало легче, является как раз устойчивое замедление инфляционных процессов, после которого можно будет говорить о существенном смягчении денежно-кредитной политики. Если снижать ставку слишком быстро, то эффект будет обратным — спрос заметно превысит предложение товаров, услуг и факторов производства, что несёт риски раскручивания инфляционной спирали, — считает, в свою очередь, Дмитрий Десятниченко.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Но даже если реализуется совсем невозможный сценарий со снижением ключевой ставки до 15%, это всё равно будет лишь очередным шагом на длинной дороге к обычному состоянию экономики. Комфортная ключевая ставка для банков и бизнеса далека от современных уровней, и хотя Герман Греф надеется на её снижение до конца года до 14%, всё же и это не сделает жизнь бизнеса и банков сильно легче.

— В текущих условиях на горизонте одного года это (комфортный уровень ключевой ставки. — Прим. ред.) был бы уровень 11–12% и ниже. При реализации нейтрального сценария денежно-кредитной политики и отсутствии «чёрных лебедей» это вполне достижимый к концу 2026 года уровень. Поспешное снижение ключевой ставки может лишь существенно сдвинуть эту временную границу вправо, — отметил Дмитрий Десятниченко.

Для полного оживления экономики нужна ставка около 11–13%, но достигнуть её получится только в 2026 году при благоприятных условиях, согласилась Ольга Гогаладзе. В целом же Центробанк стремится к нейтральной ставке около 7,5%, при которой экономика будет расти устойчивым трендом без резких колебаний, а инфляция будет держаться около 4%.

— Если ориентироваться на базовый сценарий, то достижение этого можно ожидать к 2027 году. В случае рискового сценария достижение данных уровней стоит отложить до 2029–2030 годов, — резюмировала Ольга Гогаладзе.

В современной экономике всегда есть риски, которые приводят к инфляции и которые ЦБ регулировать не может: это цены на нефть, санкционная и тарифная политика крупных стран и другие факторы. Всё, что ЦБ может — внимательно наблюдать за состоянием рынка и не быть чересчур оптимистичным. Чрезмерный оптимизм сегодня только разгонит инфляцию, поэтому на то, чтобы вернуться к привычному состоянию экономики и ключевой ставки, понадобится время — и значит, всем участникам рынка нужно набраться терпения.

Другое по теме