Почему Турция бьётся за россиян в бархатный сезон 2025 и грозит отменой all inclusive?

13 авг, 15:08
Светлана Коваленко
В начале августа в СМИ появилась информация о росте интереса россиян к отдыху в Турции в бархатный сезон-2025. Вновь в повестке дня и тема формата all inclusive — теперь в свете якобы отмены «шведских столов». Участники рынка разводят руками: спрос на Турцию в этот период был всегда. Ограничениями излюбленного многими формата пугают не первый год. Разбираемся, что происходит на самом деле.
Коллаж 78.ru: Martin Siepmann/globallookpress.com, freepik.com/svetlanasokolova, flaticon.com/Eucalyp

Как цитировали СМИ руководителя международных проектов «Слетать.ру» и управляющего директора туроператора Let’s Fly Любовь Воронину, спрос у россиян на Турцию в бархатный сезон вырос в этом году практически на 20 %. По традиции на отдых выбираются на 8 ночей, а глубина бронирований по сравнению с аналогичным периодом 2024-го выросла на 13 %.

Как полагает генеральный директор FUN&SUN Владимир Рубцов, такое поведение для россиян редкость. В ответ на это турецкие отельеры готовы позже закрывать отели, а авиаперевозчики обещают продлевать полётные программы вплоть до конца ноября.

Между тем «гуляет» в информационном поле и новость о том, что в Турции всерьёз рассматривается вопрос об отмене привычных многим путешественникам «шведских столов» ради борьбы с пищевыми отходами. Теперь туристу хотят предложить заказывать столько еды, сколько он может съесть.

Участники рынка оптимизм коллег о росте интереса к Турции в бархатный сезон в основном не разделяют, это попытка борьбы с укрепляющими свои позиции конкурентами, тем же Китаем, ОАЭ, Тунисом и т. д. Да и идея с отменой «шведских столов», по большому счёту логическому объяснению не поддающаяся, лежит в плоскости экономики, а не борьбы за экологию или смены менталитета.

Вполне и традиционно «купабельный» сезон?

Прирост турпотока в бархатный сезон на пляжные курорты Турции участники рынка оценивают максимум в 10 %. При этом подчёркивают: спрос в это время всегда был стабильно хорошим. А интерес к смещению отдыха с лета на осень — это тренд последних нескольких лет, хоть и продолжающий набирать обороты.

Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

По данным генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, в целом по Турции по лету есть увеличение бронирований на 2 %, в бархатный сезон — 4–5 %, но это никак не 15–20 %.

— Думаю, по итогам сезона 2025-го мы примерно выйдем на показатели прошлого года.
У нас нет информации, что турецкие отельеры, если мы говорим именно о пляжном отдыхе, намерены позже в этом году закрывать отели. Сезон в принципе в Турции заканчивается в октябре—ноябре. До этого момента купаться в море ещё возможно, хотя всё зависит от конкретных климатических условий конкретного года, — рассказывает Сергей Ромашкин.

Он вспоминает, как сам отдыхал в 2024-м в Турции в бархатный сезон, температура воздуха там была 25–26 градусов, воды — 24. Так что купаться было вполне комфортно.

Как советует Сергей Ромашкин, лучше на этот период выбирать более тёплые Анталью и Аланью. На том же Эгейском море в Бодруме и Мармарисе даже летом чуть холоднее, чем на Южном побережье. В Анталье и Аланье в среднем по воде и воздуху теплее на 1,5–2 градуса.

Президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов согласен: купаться в сентябре—октябре вполне возможно. Сезон вполне «купабельный».

— Так вышло, что по рабочим целям мы семь лет посещали Турцию в бархатный сезон. И из этого периода только в один год было достаточно прохладно, хотя, понятно, что по вечерам без кофты или ветровки уже вряд ли можно обойтись, — признаётся он.

Турецкие коллеги не информировали…

По словам Андрея Гаврилова, о продлении сроков работы отелей и переносе на более поздний период мероприятий по консервации турецкие коллеги российским партнёрам не сообщали.

— Здесь важно понимать другой момент. До пандемии и всех известных политических перипетий отели действительно «сворачивались» в середине октября — начале ноября. С этого момента и по февраль россияне предпочитали ездить в Египет и там встречать Новый год, — поясняет эксперт.
Фото: freepik.com pvproductions
Фото: freepik.com/pvproductions

Так, после пандемии и снятия изоляционных ограничений россияне начали ездить в Турцию и зимой, особенно в отели с развитой spa-инфраструктурой. А такие гостиницы, в свою очередь, перестали закрываться. Но это тренд трёх и четырёхлетней давности, а не «ноу-хау» 2025-го.

— Почему об этом начали писать в СМИ теперь, мне не совсем понятно. Возможно, это попытка создать дополнительный спрос на Турцию по осени, но она и там № 1 на летний период 2025-го, как показывают наши расчёты и данные партнёров. Нет там и никакого провала этим летом по россиянам, как тоже писали в СМИ, — рассуждает Андрей Гаврилов.

Запомним этот принципиальный момент.

Поговорят и забудут?

Как отмечает Андрей Гаврилов, дискуссия о возможной замене на какой-то новый формат «шведских столов» лежит вне всякой логики.

Россияне с учётом перерыва в разгар ограничений и политических перипетий ездят в Турцию уже более 20 лет. И никогда эта работающая модель «шведского стола» ни у кого до этого не вызвала вопросов.

— Да, конечно, она затратна по объёмам закупок продуктов, расходам на персонал (готовку, выкладку, сервировку), но всё это всегда изначально включалось в стоимость путёвок. При этом в отелях никогда не существовало ресторанов как каких-то сторонних лиц. Владельцы гостиниц управляли одновременно и бизнесом по общепиту. Возможно, какие-то истинные причины, если они действительно есть, всплывут позже. Но никаких внятных и разумных объяснений, кроме конспирологических, лично я не слышал, — констатирует Андрей Гаврилов.

Генеральный директор туроператора «Премьера» Марина Самородская о якобы отмене шведских столов тоже узнала из СМИ. Партнёры уведомлений не направляли.

— Конечно, в существующих экономических реалиях отельеры пытаются оптимизировать свои расходы и действовать по ситуации. Но речь идёт не об отмене шведских столов, а об их замене на формат готовых кухонь, когда пищу готовят непосредственно при тебе и по твоему желанию. Всё это я видела, когда отдыхала в Турции весной этого года. Более того, теперь страны экзотических направлений, такие как, например, Маврикий, наоборот перенимают у турков формат «шведских столов», — делится она.
Фото: freepik.com topntp26
Фото: freepik.com/topntp26

Сергей Ромашкин не знает, кто с завидным постоянством вбрасывает все эти разговоры о сворачивании all inclusive и шведских столов.

— Но могу поделиться своими предположениями. Возможно, так отстоять свои интересы пытаются рестораторы. Не секрет, что есть определённая категория российских, да и не только, туристов, которые в принципе во время отдыха не покидают территорию отелей и их пляжных зон. Они питаются в ресторанах гостиниц и не тратят деньги где-то ещё.
При этом, есть курорты, где этих точек общепита за пределами отелей и в принципе нет. Это, например, Кемер с его 80-километровой пляжной зоной. Да Антальи там ехать и ехать, и каждый день не накатаешься, чтобы не разориться, — подчёркивает он и добавляет, «что об этом, как всегда, поговорят и забудут».

Не упустить клиента?

Доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра подчёркивает, что причин для появления информации в СМИ о росте спроса в бархатный сезон и дискуссий об отмене шведского стола может быть много.

— Но, полагаю, истоки лежат в экономике, а не изменении менталитета и попытках заботиться об экологии, — считает он.

Так, Турция все больше ощущает на себя давление со стороны так называемых «пляжных стран». Это и традиционный конкурент в это время Египет, и ОАО, и Тунис, который открылся в 2025-м, а теперь в процесс всё активнее вовлекается Китай.

— Дело как раз и может быть в недобросовестной конкуренции и попытках не потерять почву под ногами.
В бархатный сезон отдых себе как раз могут позволить наиболее обеспеченные туристы, как правило, семьи без детей, но оставляющие больше денег. За таких клиентов, битва, естественно, идёт всегда, — рассуждает Дмитрий Гавра.

Напоминает политолог и о том, что последние два года в Турции бушует инфляция. Возможно, она и заставляет владельцев отелей присмотреться к своим тратам и урезать их там, где можно.

С первых чисел сентября?

Марина Самородская отмечает, что цены на туры по пляжным направлениям в принципе начинают снижаться с первых чисел сентября. Тогда можно поймать хорошие скидки в 30–40%. Ещё больше можно сэкономить на горящих путёвках, если турист к такой схеме нормально относится.

Фото: Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

По данным АТОР, сейчас путёвки в отели 5 звёзд Антальи all inclusive на неделю на двоих в середине октября обойдутся в сумму от 128 до 151 тыс. рублей. В стоимость входит перелёт, проживание, трансфер и страховка.

Похожие цифры готов привести Сергей Ромашкин. По его информации в октябре за отдых на тех же условиях придётся потратить 155 тыс. рублей, для сравнения в сентябре — 211 тыс. рублей.

По информации Андрея Гаврилова, 5 ночей для двоих в гостинице 4* будут стоить 120 тыс., 4*— 89–93 тыс. рублей.

Такие же расценки сейчас заявлены и на октябрь. Но ситуация может измениться уже в начале сентября.

Другое по теме