Мигрантам и тут не место: чем обернётся запрет работать курьерами иностранцам в Петербурге

Всё ради молодёжи?
О том, что мигрантам, оформляющим патенты, могут запретить работать в Петербурге таксистами и курьерами, речь шла ещё весной 2025 года.
Тогда комитет по транспорту Смольного подготовил проект распоряжения городского правительства, касающийся ужесточения правил игры для этих сфер с 1 июля. В этой «бумаге» изначально большинство ограничений было связано с работой иностранцев в сфере доставки и требований, касающихся деятельности курьеров. О таксистах речи практически не шло. Имелась в проекте этого первоначального майского распоряжения и примечательная оговорка. В ней отмечалось, что, если опыт ограничений для иностранцев будет признан экономически целесообразным, то он может быть распространён и на другие сферы. О чём конкретно идёт речь, чиновники не уточняли. Но уже тогда участники рынка делали выводы, что стоимость услуг по доставке может увеличиться на 20–25%, а перевозчики и вовсе уйдут в тень, как это было в 1990-х.
По таксистам в итоге чиновники «ударили» первыми. Так, в конце июля этого года губернатор Петербурга Александр Беглов подписал постановление об ограничениях работы для иностранцев, трудящихся по патенту «деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем» (код ОКВЭД 49.32). В документе был предусмотрен переходный период в три месяца.
Теперь, на днях, эту «бумагу» дополнили новыми вводными, касающимися уже курьерской доставки. В Смольном комментировали: запреты нужны, чтобы обеспечить россиян работой, а также создать новые рабочие места для молодёжи и студентов, в первую очередь.
В Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских служб России тут же ещё раз отозвались: доставка подорожает в 1,5–2 раза.
Между тем ещё при введении ограничений для таксистов эксперты предупреждали, что теперь на очереди общепит, сфера образования, клининг и т. д. Разбираемся, что происходит и куда ещё могут не пустить мигрантов.
Идеальный студент или сотрудник?
Как рассказывал в беседе с 78. ru заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов, июльская инициатива Смольного была направлена на обкатку запрета мигрантам работать в других сферах: например, в общепите, клининге, доставке и т. д.
Как отмечает эксперт теперь, такие прогнозы отчасти уже сбылись.
— Никто не будет спорить, что всё-таки идеальный курьер — это именно студент, подрабатывающий в свободное время, нуждающийся в деньгах и физической активности. Никто не будет спорить и с тем, что проблемы с курьерами-мигрантами есть, и их надо как-то решать, — подчеркнул Александр Холодов.
По его словам, стоимость доставки вряд ли серьёзно вырастет в цене, с учётом того, что рынок и так идёт к тому, чтобы она стала платной.
— Платить курьеру условные 200 или 300 рублей за разовую доставку не так важно. Хотя, конечно, товар может подорожать в итоге для покупателя и на эти условные 200 рублей, — рассуждает Александр Холодов.
По его мнению, другой вопрос, что, теперь, возможно, доставку придётся ждать дольше, особенно с учётом занятости студентов по учебе в течение рабочего года.

Собеседники на условиях анонимности поясняют: если переходный период предусмотрен в документе на трёхмесячный период, то изменения вступают в силу с середины осени, когда как раз студенты начинают готовиться к экзаменам, и вряд ли такие сотрудники будут серьёзно подходить к подработкам.
Здесь также стоит вспомнить, что осенью в России, как и во всём мире проходят традиционные распродажи. Это, например, ноябрьская «Чёрная пятница», затем кибер-понедельник, предновогодний sale и т. д.
А если на очереди ретейл?
По словам независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, если говорить о классической сфере доставки, то мигрантов много работает у таких игроков, как «ВкусВилл», «Самокат» и т. д. При этом часто выходит и так, что «сотрудники» работают как самозанятые и трудятся на аутсорсинге сразу в нескольких организациях: у тех же ретейлеров, в ресторанах, на каких-то ещё on-line платформах. Отследить таких «специалистов» крайне сложно, но именно они и представляют собой наибольшую угрозу с точки зрения безопасности передвижений для пешеходов, о чём тоже беспокоятся в Смольном.
— Другой вопрос, что нет гарантии: пришедшие на их место россияне не станут вести себя также. Хотя, если мы говорим о наведении порядков в прозрачности налоговых расчётов, то ожидания Смольного понятны. Ну и тут тоже возникают свои моменты. Например, с такси уже все в курсе «серых схем», я их специально не буду называть, много говорилось и о требованиях к локализации авто перевозчиков, до дела в итоге не дошло, но и там «умельцы» заранее всё придумали. Бизнес и с мигрантами тоже что-то придумает, — констатирует Михаил Лачугин.
По словам эксперта, об ограничениях в сфере общепита и ретейла он пока ничего не слышал. Но, например, мигранты часто работают в жёстких дискаунтерах типа «Народного» и «Семишагоффа». И если введут ограничения и для этих сфер, то у сетей эконом-класса могут возникнуть серьёзные проблемы. Хотя в том же среднем сегменте в основном сборщиками и водителями трудятся россияне. А вот доставщиками на СИМ, увы — мигранты.

Александр Холодов согласен: бизнес какой-то выход найдёт. У того же ИП условного «Иванова» может трудиться с десяток «подсобников», как они по факту работают, какие функции на самом деле исполняют — никто не знает, и это трудно проконтролировать.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар припоминает, что мигрантам давно хотели запретить работать в сфере строительства и общепите. Но бизнес тоже уже давно осознал: желающих трудиться в этих отраслях россиян не так и много.
По таксистам итоги «пилота» должны быть подведены до конца 2025 года, аналогичные выводы, видимо, будут сделаны и по курьерам.