Это сожжёт счастье: чего категорически нельзя делать в день святых Бориса и Глеба

Когда будет день памяти Бориса и Глеба 2025
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые русские святые, поэтому они удостоились особого почитания в церковном календаре. Им посвящены сразу шесть памятных дат, при этом в некоторые из них князей почитают вместе, а в некоторые — раздельно.
Так, обоих благоверных князей вспоминают 15 мая, в день перенесения их мощей, 6 августа, который посвящён их общей памяти, и 23 июня — в день Собора Рязанских святых. Отдельно святого Бориса почитают в день Собора Ростово-Ярославских святых 5 июня, а святого Глеба — 18 сентября, в день его смерти, и в день Собора Смоленских святых, чья переходящая дата в 2025 году выпадает на 9 августа.
Почти все эти даты, кроме Собора Смоленских святых, являются непереходящими, то есть приходятся на одни и те же дни ежегодно. А дата 6 августа среди них считается самой важной: в этот день погиб князь Борис и в этот же день в 1026 году был освящён каменный пятиглавый храм в честь святых князей в Вышгороде.
Житие святых Бориса и Глеба
Борис и Глеб были младшими сыновьями князя Владимира Красно Солнышко от его брака с царевной Анной. Всего у князя было 12 сыновей, в том числе и приёмный Святополк, который, согласно преданию, был сыном Ярополка Святославича и которого князь Владимир назвал своим сыном. Своим детям ещё при жизни князь Владимир оставил различные наделы, при этом, как указывает Нестор в «Повести временных лет», Бориса и Глеба он по малолетству долго держал при себе. Однако со временем он и им дал наделы: Борис правил в Ростове, а Глеб — в Муроме.
С детства Борис и Глеб воспитывались в христианской вере и были очень набожными. С ранних лет их обучали грамоте, они читали книги и, конечно, Библию, жития и истории о святых. Во время своего правления в разных наделах они получили народную любовь и славу, поскольку, хотя были достаточно молоды, много радели о простых людях и правили мудро и справедливо.
Всё изменилось после смерти князя Владимира в 1015 году. Незадолго до этого он призвал к себе Бориса и отправил его в поход против печенегов, которые, по его сведениям, собирались напасть на Русь. Борис послушался, однако никаких полчищ печенегов для битвы не встретил; тем временем князь Владимир скончался, о чём Борис узнал на обратном пути. Узнал он и о том, что после смерти князя власть в Киеве захватил его приёмный сын Святополк, и более того — Борису принесли известие, что Святополк хочет его убить, поскольку боится потерять власть.
Предание гласит, что князь Борис сильно опечалился этому известию, однако принял решение не сопротивляться. Дружину, с которой он шёл в поход против печенегов, он распустил и самого Святополка уверял, что не собирается поднимать руку на брата и бороться за власть. Однако Святополк ему не поверил и направил к нему убийц. Бориса они настигли на реке Альте и убили в шатре во время утренней молитвы. Согласно преданию, сделать это получилось не сразу: сначала князя заслонил собой отрок Георгий, и Бориса копья только ранили, затем его проткнули копьём уже вне шатра, а позже, когда его повезли в Вышгород, посланные Святополком варяги увидели, что князь ещё жив, и проткнули его сердце мечом. Тело Бориса тайно привезли в Вышгород и похоронили у церкви святого Василия Великого.
Вскоре после этого Святополк послал убийц и против Глеба. Поскольку сведения о смерти князя Владимира ещё не разошлись, он выманил Глеба из Мурома, послав ему сообщение, что князь нездоров и хочет его видеть. Глеб отправился в Киев и уже недалеко от Смоленска получил известие от Ярослава, своего брата и будущего киевского князя, который предостерегал его от поездки и рассказывал о смерти Владимира и Бориса. Однако Глеб его не послушал и всё же поехал в Киев, решив, как и Борис, не поднимать руки против брата. Убийцы поймали его и его дружину в лодке на реке Свядыне, перерезали ему горло, а тело бросили на берегу без захоронения.
Так братья приняли мученическую смерть и потому названы страстотерпцами, ведь они положили жизнь ради одной из главных заповедей христианства — отказа от сопротивления злу злом. Впрочем, месть за них совершил Ярослав: собрав в 1016 году войско, он отправился в поход против Святополка и победил его, обратив в бегство. Правда, тот так просто от власти не отступился — бежав в Польшу, он заручился поддержкой короля Болеслава и два года спустя отвоевал Киев, вынудив Ярослава уйти в Новгород. Однако Ярослав собрал в Новгороде войско и, воспользовавшись распрями Святополка с Болеславом, разбил их, вынудив бежать из Киева.
Ещё год спустя Святополк вновь вернулся на Русь, теперь с поддержкой печенегов. Ярослав выступил против него со своей дружиной, и, как гласит предание, битва по Божьему промыслу произошла на реке Альте — там, где был убит князь Борис. В противостоянии Ярославу помогали и молитвы его погибших братьев, и хотя сеча была жестокой, он смог одолеть Святополка и утвердиться на Киевском престоле.
Святополк же вновь бежал в Польшу, где вскоре и умер от тяжёлой болезни. В народе его прозвали Окаянным, и, как гласит предание, даже от его могилы шёл страшный смрад.

Однако на этом история Бориса и Глеба не закончилась. О том, что князь Борис погребён в Вышгороде, Ярослав вскоре узнал, а вот где покоится тело Глеба, найти сведения не могли долго. Наконец до князя дошли слухи о сиянии и свечах на пустынном месте возле Смоленска, и когда он послал туда пресвитеров на поиски, они обнаружили мощи князя Глеба — по преданию, нетленные, без следа разложения. Их отнесли в Вышгород и похоронили рядом с Борисом.
С тех пор над могилами князей очевидцы иногда видели огненный столп, иногда слышали ангельское пение. По легенде, однажды на их могилы наступил варяг, и вышедший из-под земли огонь сразу же опалил ему ноги. Вскоре храм Василия Великого, где были погребены страстотерпцы, сгорел при пожаре, однако мощи Бориса и Глеба огонь не затронул. Случались рядом с мощами и другие чудеса. Так, предание сохранило историю сына огородника, который страдал хромотой: он много молился перед мощами Бориса и Глеба и после явления святых князей во сне полностью исцелился.
После этого над их могилами по распоряжению Ярослава построили пятиглавый храм, который освятили в 1026 году. Тогда же появился и праздник — день святых Бориса и Глеба, который установили на 24 июля по старому стилю и 6 августа по новому, день, когда был убит Борис.
Когда Бориса и Глеба канонизировали, точно неизвестно. По одним данным, это произошло в 1020 году, когда нашли и перенесли в Вышгород мощи Глеба, по другим — позже, в 1021 году, когда в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя благоверных князей. Самая распространённая версия гласит, что в лике святых Бориса и Глеба прославили ещё позже — в 1072 году, когда в их честь построили новую каменную церковь по инициативе сыновей Ярослава Мудрого Изяслава, Святослава и Всеволода.
Так или иначе, Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, причём канонизировали их не только в Русской, но и в Константинопольской православной церкви. Такого почитания они удостоились за то, что принесли свои жизни в жертву главной христианской добродетели — любви к ближнему, и этим открыли новую страницу в истории Руси, которая на тот момент была ещё частично языческой и сохраняла традиции кровной мести. Святые благоверные князья Борис и Глеб отказались поднять руку на брата, не стали воздавать злом за зло даже под угрозой смерти — и за это почитались на протяжении многих веков и до сих пор.
В чём помогают святые Борис и Глеб
Святые Борис и Глеб считаются прежде всего покровителями русской земли: им о заступничестве молились во времена крупнейших сражений Древней Руси, от Ледового побоища до Куликовской битвы. Являясь на поле брани, святые благоверные князья неизменно заставляли врагов отступать и отказываться от желания покорять русские земли. Поэтому им молятся о помощи те, кто защищает Родину, в том числе в широком смысле — не только на войне, но и в политике, и в экономике.

Кроме того, святых князей можно просить о даровании крепкой веры, об избавлении от искушений, от зависти и ревности, о защите от недоброжелателей и прекращении вражды. Также перед их иконами молятся о согласии и мире в семье.
Сохранились многочисленные свидетельства о чудесных исцелениях, которые происходили по молитве перед иконами и мощами святых князей, поэтому их принято просить об избавлении от болезней, особенно от слепоты и хромоты.
Традиции и обычаи дня памяти Бориса и Глеба
День памяти Бориса и Глеба воцерковлённые люди обычно проводили в храме: посещали службу и подавали записки о здравии братьев, сестёр, родителей и других родственников — всех, о ком беспокоились и с кем хотели сохранить добрые отношения. Хорошо в этот день постараться забыть обиды, ссоры и избавиться от злых мыслей — святые Борис и Глеб как раз благоволят такому очищению.
Кроме того, считалось, что это прежде всего тихий день, который требуется провести с семьёй. Женщины занимались домашними заботами: делали запасы, чинили одежду, вышивали, пряли. Особенно старались не оставлять в одиночестве детей, которым уделяли особое внимание. В этом представлении церковные и народные традиции переплелись: в народе считалось, что только если собраться всей семьёй вместе, получится противостоять злу.
В народе день Бориса и Глеба связывали прежде всего с периодом сельскохозяйственного года — считалось, что к этому дню созревает зерно. Так, его называли Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб Бессонники, Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Самым интересным можно считать название Борис и Глеб Паликопны, ведь именно в это время начиналась грозовая пора и, по поверью, молнии могли сжечь снопы и урожай. Поэтому вместо работы в поле люди отправлялись в лес за грибами и ягодами, из которых потом делали заготовки и пекли пироги.
А ещё в народе было принято на рассвете дня Бориса и Глеба пересчитывать все деньги в доме — это, по поверью, принесёт в дом финансовую стабильность.

Что нельзя делать в день памяти Бориса и Глеба
Многие запреты этого дня связаны с грозовой порой и опасением пожаров, а также разгулом нечистой силы. К примеру, в день Бориса и Глеба нельзя:
- работать в поле — грозит пожаром и неурожаем,
- отправляться в дальнюю дорогу — на пути обязательно встретится нечистая сила под видом путника,
- разговаривать с незнакомцами — к беде,
- заготавливать древесину для строительства — в доме поселится несчастье,
- собирать солому для крыш — её сдует ветром или сожжёт молния,
- юношам — ходить в лес или к реке в одиночку, без старших мужчин,
- женщинам — распускать волосы, иначе в них поселятся злые духи,
- париться в бане с вениками — их считали «больными», передающими болезни,
- громко разговаривать и смеяться — излишняя словоохотливость «сожжёт» удачу.
Приметы в день памяти Бориса и Глеба
С днём Бориса и Глеба связано большое количество погодных примет. Так, по погоде в этот день предсказывали погоду осенью: если идёт дождь — сентябрь будет сырым, если погода ясная и тихая, осень будет сухой и тёплой, а зима мягкой.
Если в день Бориса и Глеба луна полная, то погода останется неизменной до конца лета. Если роса долго держится, можно ждать грозу. Чайки часто садятся на воду — скоро придут затяжные дожди, о том же предупреждают и цыплята, прижимающиеся к курице. А если мухи много летают — впереди, наоборот, тёплые и сухие дни.