Прямой эфир
+3
Пробки
4
$76.97
89.90
ЖИТЕЛЬ МУРИНО ТЕРРОРИЗИРУЕТ БЫВШУЮ ДЕВУШКУ И ЕЕ РЕБЕНКА

Календарь церковных праздников августа 2025: когда будет Медовый Спас и Успенский пост

Лилия Батршина
29 июля, 11:53
Август 2025 года богат на различные православные праздники. Среди них есть и всем известные, ушедшие в народ — например, Медовый Спас, есть и важные именно для церковной традиции — к примеру, большие праздники Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Когда будут три Спаса в августе 2025 года, какой пост приходится на этот месяц и как его провести, рассказываем в материале 78.ru.
Фото: freepik.com

Главные церковные православные праздники в августе 2025

В августе 2025 года отмечаются два больших церковных праздника — Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы. Однако есть и другие праздники и памятные даты, которые в церковном календаре стоят ниже, но тоже являются значимыми. Многие из них получили особенное распространение и любовь в народе.

1 августа — обретение мощей преподобного Серафима Саровского

В первый день августа православная церковь отмечает память одного из самых любимых русских святых — преподобного Серафима Саровского. В его честь установлено сразу несколько памятных дней: первый из них приходится на 15 января, день, когда святой скончался, ещё три, 27 июня, 10 августа и 15 сентября, отдают дань памяти Дивеевским, Тамбовским и Нижегородским святым, к которым относился и Серафим Саровский. И, наконец, особым днём считается 1 августа — в этот день были обретены мощи святого.

Серафим Саровский был набожен с юности и очень рано ушёл в монастырь. За свою жизнь он претерпел много испытаний, не раз тяжело болел, но всегда выздоравливал благодаря заступничеству Богородицы. На протяжении долгих лет он жил в глухом лесу, предаваясь уединённым молитвам и приходя в монастырь только для причащения. И даже после нападения разбойников, из-за которого Серафим Саровский сильно пострадал и на всю жизнь остался согбенным, он не остался в монастыре, вернувшись в пустынную келью сразу по выздоровлению.

Велением Богоматери на закате жизни Серафим Саровский принял подвиг старчества и стал наставлять требующие утешения души. Он помог многим людям, а самыми известными словами его стали: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасётся около тебя…» После смерти его довольно быстро канонизировали и тогда же, в 1903 году, 1 августа открыли его мощи для всеобщего почитания.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

2 августа — Ильин день

День памяти пророка Илии или Ильин день — один из самых древних праздников, ведь пророк жил ещё в дохристианские времена, за 900 лет до появления Иисуса Христа. Он стал одним из самых почитаемых ветхозаветных пророков, а в Библии ему придаётся такое большое значение, что почитают его во всех конфессиях — и в иудаизме, и в исламе, и, конечно, в христианстве.

Пророк Илия с юности посвятил себя Богу и жил в пустыне, где часто с Ним беседовал. Бог настолько полюбил Илию, что именно через него передал предупреждение израильскому царю Ахаву, который поклонялся языческим богам: если так будет продолжаться и дальше, Израиль постигнет страшный голод. Царь не внял, и в царстве вскоре разразилась засуха. Когда же три года спустя Илия вновь пришёл в Израиль, он предложил языческим жрецам соревнование: взять жертвенных тельцов, положить на жертвенник и призвать своего Бога, чтобы тот послал небесный огонь. Так и сделали, и к жрецам и их жертвеннику огонь не сошёл, а по молитве Илии он не только зажёг жертвенник, но и спалил камни вокруг. Это обратило народ Израиля к истинному Богу, и вскоре засуха закончилась.

Пророк Илия много странствовал по свету, обращая людей в истинную веру, а когда подошёл его час, Бог забрал его к себе на небо живым в огненной колеснице. В Откровении Иоанна Богослова пророка называют предтечей Второго Пришествия.

11 августа — Рождество святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец — ещё один любимейший на Руси святой. В его честь установлены несколько памятных дат, которые получили от народа свои названия: так, 22 мая называют Николой Вешним или Летним, 19 декабря — Николой Зимним, а 11 августа — Николой Осенним. Кроме того, православная церковь чтит его память не меньше 50 раз в году, вспоминая события его жизни каждый четверг вместе с деяниями апостолов.

Само Рождество Николая Чудотворца — уникальный праздник, ведь он существует только в Русской православной церкви, при этом в народе его всегда отмечали практически как именины близкого родственника. Кроме того, его уникальность и в том, что это единственный праздник, установленный в честь рождения канонизированного епископа. Другие праздники рождений связаны только со Спасителем, Богородицей и Иоанном Предтечей.

Фото: azbyka.ru
Фото: azbyka.ru

Святого Николая недаром называют Чудотворцем: его житие полнится описанием различных чудес. Вершить их он начал ещё в младенчестве — согласно житию, во время крещения он сам простоял в купели три часа, а его мать сразу после родов исцелилась от болезни. Его молитвы не раз спасали моряков от гибели в бурю, во время путешествия на Святую Землю перед ним сами собой открывались запертые ворота, а явления святого спасали невинно обвинённых и тех, кто страдал от голода. Также он яростно боролся с еретиками и много помогал людям, хотя старался этого не афишировать. Именно из-за этой помощи в западной традиции святой Николай стал «рождественским дедом» — Санта-Клаусом, который приносит детям подарки под Рождество.

14 августа — Медовый Спас, начало Успенского поста

День, который в народе называется Медовым Спасом, на самом деле в церковной традиции объединяет сразу несколько праздников.

Первый из них — Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, его Русская православная церковь отмечает в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами с XII века: по преданию, князь взял с собой на битву Владимирскую икону Божьей Матери и икону Спасителя, и оба образа во время боя испускали огненные лучи. Второй праздник — Происхождение честных древ Животворящего Креста, его начали отмечать в IX веке в Константинополе в честь традиции проходить с частью Креста Господня крестным ходом по улицам города. Постепенно этот праздник распространился и на другие церкви.

Народный же праздник Медовый Спас установлен в честь сбора урожая мёда, который в этот день было принято освящать в церкви. Мёду придавалось большое значение, так как он был одним из немногих лакомств на Руси.

Кроме того, в день Медового Спаса начинается строгий Успенский пост, который предваряет большой праздник Успения Пресвятой Богородицы. Он длится ровно две недели и является одним из самых древних христианских постов.

19 августа — Преображение Господня, Яблочный Спас

Преображение Господня — один из важнейших христианских праздников. Он относится к двунадесятым, то есть к 12 главным праздникам, связанным с жизнью Христа и Богоматери. Событие, которому он посвящён, настолько значимо, что описано сразу в трёх Евангелиях.

Согласно им, незадолго до распятия Христос вместе с учениками Петром, Иаковом и Иоанном взошёл на высокую гору для молитвы, и там свершилось Преображение, то есть Спаситель показал Свою Божественную суть: его одежды стали «белыми, как свет», а лицо «просияло, как солнце». Тогда же к Христу с неба спустились пророки Моисей и Илья, чтобы с Ним побеседовать, а позже на гору опустилось светлое облако, из которого апостолы услышали Божественный глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».

На Руси Преображение Господне стали называть Яблочным Спасом, поскольку праздник пришёлся на время сбора нового урожая и заменил собой языческие обряды, посвящённые этому. В итоге крестьяне начали приносить яблоки в церковь на освящение, что, впрочем, согласовывалось и с ветхозаветной традицией. Так появился народный праздник в честь яблок и Спасителя.

Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com
Фото: Nikolay Gyngazov/globallookpress.com

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы — ещё один важнейший православный праздник августа, двунадесятый, то есть связанный с земной жизнью Христа и Девы Марии. И так как Успение посвящается переходу Богородицы в вечную жизнь, его ещё называют «богородичной Пасхой». Предваряет его короткий, всего в две недели, но такой же строгий, как и Великий, Успенский пост, который завершается накануне, 27 августа.

Об Успении Богородицы на самом деле известно мало, ведь Её жизнь почти не описана в Библии, и всё, что об этом известно, восстанавливалось по Священному Преданию, то есть по трудам отцов Церкви. Согласно им, за три дня до Успения Богородице явился архангел Гавриил, который предупредил Её о кончине. Дева Мария известию обрадовалась, ведь это означало, что она воссоединится с Сыном. Сообщил ангел о грядущей кончине Богородицы и апостолам, которые прибыли к Ней из разных мест благодаря его помощи. Когда же Дева Мария скончалась, Её душу в сиянии несказанного света пришёл забрать Сам Спаситель.

Похороны Девы Марии сопровождались чудесами, которые не позволили первосвященникам разогнать процессию. Упокоилась Она в Гефсиманском саду, рядом с родителями и мужем Иосифом Обручником. Однако когда опоздавший на похороны Фома Неверующий попросил отворить гробницу, чтобы попрощаться с Ней, тела в ней не обнаружили — так и стало известно, что Господь забрал Богородицу в Царствие Небесное во плоти.

29 августа — Спас Нерукотворный, Ореховый Спас

Ореховый Спас всегда отмечался скромнее двух других Спасов, ведь, по народному календарю, он приходится уже на осень, время холодов и окончания сбора урожая. Установлен праздник в честь иконы «Нерукотворный Образ», которая, согласно византийской легенде, излечила царя Авгаря от проказы.

Авгарь был правителем ближневосточного города Эдессы ещё во времена земной жизни Спасителя. Он тяжело болел проказой, и никто из лекарей не мог подарить ему облегчения. Узнав о Христе как о проповеднике из Палестины, который может даже воскрешать мёртвых, Авгарь послал к нему подручных с просьбой прийти в Эдессу — и для исцеления, и для проповедей. Христос, однако, сделать этого не смог, поскольку Ему предстоял путь в Иерусалим, но перед отбытием посланников умылся и вытер лицо платком, который передал им с напутствием отдать Авгарю. Когда же царь развернул платок, оказалось, что на ткани отпечатался лик Христа, и, приложившись к нему, Авгарь полностью исцелился.

Ореховым Спасом же на Руси праздник назвали потому, что на это время приходился сбор урожая орехов, которые приносили в церковь для освящения. Кроме того, его ещё называют Хлебным, поскольку также заканчивается сбор зерновых, и Холщовым — по традиции устраивать ярмарки с торговлей тканью.

Фото: Общественное достояние
Фото: Общественное достояние

Другие памятные церковные даты в августе-2025

На каждый день года приходятся те или иные православные памятные даты, ведь церковь ежедневно вспоминает различных святых, которые положили жизнь ради веры. Так, в августе 2025 года будут отмечаться 84 православных праздника, и вот некоторые из них:

  • 3 августа — память священномученика Петра Голубева, пресвитера,
  • 4 августа — память мироносицы равноапостольной Марии Магдалины,
  • 5 августа — праздник Почаевской иконы Божьей Матери,
  • 6 августа — память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида,
  • 7 августа — Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы,
  • 8 августа — память Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах, священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских,
  • 9 августа — память великомученика целителя Пантелеймона,
  • 10 августа — праздник Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия»,
  • 12 августа — память Иоанна Воина,
  • 13 августа — память священномученика митрополита Петроградского Вениамина, преподобномученика архимандрита Сергия Петроградского, мучеников Юрия и Иоанна Петроградских,
  • 15 августа — память блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого,
  • 16 августа — память Антония Римлянина, Новгородского,
  • 17 августа — память семи отроков Ефесских, святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина,
  • 20 августа — память святителя Митрофана, епископа Воронежского,
  • 21 августа — перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких,
  • 22 августа — память апостола Матфия, одного из 70 учеников Христа,
  • 23 августа — Собор новомучеников и исповедников Соловецких,
  • 24 августа — память священномученика архидиакона Евпла Катанского (Сицилийского), преподобномучеников Феодора и Василия Печерских, Собор Валаамских святых,
  • 25 августа — память преподобномучеников Белогорских,
  • 27 августа — перенесение мощей преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского,
  • 30 августа — память священномученика Мирона Кизического, преподобного Алипия, иконописца Печерского,
  • 31 августа — праздник иконы Божьей Матери «Всецарица».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Как правильно держать Успенский пост

Успенский пост, который ежегодно приходится на август, по своей строгости сопоставим с Великим постом. Единственное отличие — в их длительности: если Великий пост длится 49 дней или 7 недель, то Успенский пост гораздо короче — он всегда длится две недели, с 14 по 27 августа, и предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Во время Успенского поста запрещаются все продукты животного происхождения: мясо, птица, молоко и молочные продукты, яйца. Единственное исключение делается для рыбы, и то её можно есть в период Успенского поста только в один день — 19 августа, в праздник Преображения Господня.

Разрешается в Успенский пост есть любые овощи и фрукты, зелень, крупы, хлеб, мёд, орехи, грибы, сухофрукты, разрешены также макароны, которые готовятся без яиц. Интересно, что в народе этот пост называли «лакомкой», ведь он приходится на период сбора урожая, хотя и ограничивает питание мясом.

Согласно строгому монастырскому уставу, у Успенского поста есть определённый порядок воздержания по дням:

  • в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, то есть можно употреблять пищу только без термической обработки,
  • во вторник и четверг — горячая пища без растительного масла,
  • в субботу и воскресенье — горячая пища с растительным маслом, разрешено выпить немного вина.

Однако миряне должны сами определять свою меру поста в зависимости от состояния здоровья и обстоятельств жизни. Ведь держать пост, который наносит здоровью вред, так же грешно, как и полностью от него отказываться, а главный смысл поста — не в воздержании от скоромной пищи, а в очищении души и подготовке к большому празднику.