Больше не «горит»: почему россияне могут не ждать нового повышения зарплат

4 авг, 14:08
Лилия Батршина
Этот год угрожает россиянам неприятными неожиданностями: компании собираются сокращать рабочие места, меньше стало и тех, кто готов повышать зарплаты своим сотрудникам. Безработица в России по-прежнему запредельно низкая, почему же тогда компании это больше не тревожит? Неужели «эпоха работника» подошла к концу? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/drobotdean; freepik, 78.ru, flaticon.com/Freepik

Вопрос времени

Банк России сообщил, что доля компаний, которые в 2025 году собираются сократить персонал, выросла вдвое — до 11,5 %. Кроме того, гораздо более сдержанными стали оценки роста зарплат: повышать их в этом году предполагают 71 % предприятий (против 84 % в прошлом году), и в среднем они вырастут на 5,3 % с 8,4 % в прошлом году. Уже сейчас, как отметил регулятор, некоторые компании начали сокращать персонал, отправлять работников во внеплановые отпуска и вводить режим неполной занятости.

Выглядит это странно, ведь на протяжении трёх лет в России фиксируется рекордно низкий уровень безработицы — в июне она составила 2,2 %, это минимум с 1991 года, а в Центральной России он и вовсе упал до 1,4 %. Кадровый дефицит никуда не делся и только усиливается с каждым месяцем во многих отраслях, однако это впервые за всё время с начала структурной перестройки экономики стало меньше влиять на желание работодателей конкурировать за работника.

Опрошенные 78.ru эксперты отметили, что ничего удивительного на самом деле в этой тенденции нет — как указал руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт Московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин, снижение гонки роста заработных плат и размышления об оптимизации затрат на фонд оплаты труда были лишь вопросом времени.

— Повышение заработной платы и увеличение штата влияют на размер прибыли компании, спрос на её продукцию и конкурентную среду. Издержки растут, экономика замедляется, в том числе из-за высокой ключевой ставки. Несмотря на кадровый голод, у бизнеса не остаётся ресурсов для дальнейшего увеличения затрат на оплату труда, — констатировал эксперт.

Основатель консалтинговой компании HR-trend Юлия Гепнер назвала происходящее стабилизацией после резкого подъёма и хаотичного роста зарплат в 2022–2024 годах, обусловленного дефицитом кадров, уходом иностранных компаний и частичной мобилизацией. Сегодня компании стали осторожнее в найме, а соискатели — реалистичнее в ожиданиях.

— Кроме того, мы наблюдаем сезонное снижение спроса на труд. Многие работодатели предпочитают закрывать кадровые пробелы, связанные с летними отпусками, за счёт временного персонала, не предлагая высоких доходов. Это особенно заметно в рознице, логистике и сфере услуг, где бизнес стремится минимизировать издержки, — отметила она.
Фото: freepik.com

По словам Юлии Гепнер, рынок труда перешёл в нейтральную фазу, где ни работодатели, ни кандидаты не имеют явного преимущества. И это естественные рыночные процессы, имеющие определённую цикличность, которые не только зависят от макроэкономических показателей, но и влияют на них, дополнил Сергей Елин.

— С точки зрения макроэкономических показателей, это способствует замедлению инфляции. Для бизнеса появляется возможность прекратить наращивание издержек, которые достигли предела рентабельности. Для работников это означает усиление конкурентной среды, — резюмировал эксперт.

Действительно, рынок труда — это «лакмусовая бумажка», которая показывает все происходящие в стране и её экономике процессы. Высокая ключевая ставка, общее экономическое замедление, исчерпание собственных возможностей компаний для роста — всё это сказывается и на сотрудниках. Поэтому текущая ситуация — не просто сезонный спад, а часть более глубокого тренда на оптимизацию труда, указала Юлия Гепнер.

— Рынок больше не «горячий», как два года назад, но и не возвращается в «застойный» режим. Скорее, он становится более рациональным: компании ищут способы делать больше с меньшими затратами, а работники вынуждены адаптироваться к новым условиям, — подытожила она.

И они уже адаптируются: количество резюме на площадках по поиску работы уменьшается, приостановилось и «перебегание» работников из одной компании в другую, поскольку им не могут предложить более высокие зарплаты. На первый план выходят другие тенденции и тренды — как для работников, так и для работодателей.

Переход на «гиг»

Рынок труда сегодня — это трансформационный рынок, рынок переходного этапа в технологическом развитии страны, отметила в беседе с 78.ru кандидат философских наук, директор образовательной магистерской программы «Стратегия и технологии HR-менеджмента», доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Тамара Гриненко. Главным становится не такой быстрый, как хотелось бы, но набирающий скорость переход в промышленном производстве на современные технологии — это требование времени и необходимости сохранения суверенитета. Однако это означает и сокращение количества рабочих мест за счёт автоматизации.

— Конечно, влияют и процессы, связанные с «гонкой зарплат» в предыдущие периоды, необходимость удержать работников в организации. Бесконечно повышать зарплаты невозможно. Работодатели стали более рационально подходить к этому процессу. Сегодняшняя тенденция — удержать лучших, тех, кто может переучиваться в процессе технологического развития. Предприятия ориентируются на повышение квалификации и переобучение внутри компании. Поэтому сегодня в удержании сотрудников наметилась новая эффективная тенденция — применение в качестве мотивационного инструмента социального пакета, предлагаемого компанией, — отметила эксперт.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

На похожую тенденцию обратила внимание и Юлия Гепнер: компании сегодня прибегают к трансформации ролей, всё чаще объединяют несколько функций в одной должности, внедряют автоматизацию и используют ИИ-инструменты для оптимизации процессов.

— Например, в бухгалтерии, маркетинге и поддержке клиентов часть задач теперь решается без участия человека. В результате численность штата не растёт, а зарплаты если и увеличиваются, то незначительно — это тоже влияет на общую статистику занятости и доходов, — констатировала она.

Не обходится и без действий правительства, которые также серьёзно влияют на рынок труда. Среди них Тамара Гриненко выделила прежде всего разрешение женщинам, находящимся в декрете или отпуске по уходу за ребёнком, официально работать и сохранять при этом пособие — это может вернуть на работу до 42 % женщин в декрете. Также к трудовой деятельности активно привлекают пенсионеров и несовершеннолетних, которые востребованы на временных и сезонных работах. Влияют многочисленные национальные проекты — «Профессионалитет», «Содействие занятости», «Кадры», «Экономика данных» и другие.

Однако одна из важнейших тенденций, которая влияет и на работодателей, и на работников — развитие гиг-экономики, то есть модели, при которой компании не нанимают сотрудников на постоянной основе, а привлекают их для выполнения конкретных проектов. Она поддерживается и тем, что молодёжь уходит во фриланс, индивидуальное предпринимательство и самозанятость, компании же активно применяют проектный метод решения задач там, где это возможно. Правда, возможно это не везде, поэтому и тенденции рынка труда в разных сферах отличаются.

— Очень активно развиваются все промышленные направления, в последнее время — обрабатывающая промышленность. Здесь как раз проявляется тенденция на технологическое перевооружение и сокращение кадров старых профессий и трансформация тех рабочих мест, где нужно использовать цифровые технологии. В социальной сфере (социальные работники, педагоги, врачи, сфера искусства и развлечения, гостиницы, торговля, общественное питание и т. д.) конкуренция за работников достаточно высока. Но это не значит, что в этих сферах не идёт цифровизация, это значит, что её темпы невысоки, к примеру, аграрный бизнес, — пояснила Тамара Гриненко.

Общество сегодня активно превращается в цифровое, и рынок труда должен ему соответствовать. Этот процесс идёт постепенно и обладает своими особенностями, к которым приводит технологическое развитие. Так, Тамара Гриненко указала, что на рынке труда в цифровом обществе нет резервных рабочих мест — тех, которые исчезают при экономическом спаде и появляются при подъёме.

— Это не значит, что их не будет, но в ходе технологической трансформации рынка труда эти рабочие места (на начальном этапе в ведущих отраслях экономики) будут замещены машинами. Значит, количество «рабочих мест для человека» уменьшится, но и демографическая ситуация приведёт к уменьшению занятых в трудовом процессе, — пояснила Тамара Гриненко.
Фото: freepik.com katemangostar
Фото: freepik.com/katemangostar

Демографическая ситуация — ещё один фактор, помимо перестройки экономики, роста зарплат и ключевой ставки, который сильно влияет на рынок труда и процессы в нём. И её перспективы представляются не слишком радужными.

Хрупкое равновесие

Тамара Гриненко привела цифры: по данным Фонда развития интернет-инициатив из-за демографической ямы и низкой рождаемости доля молодых специалистов — наиболее социально и экономически активного населения в возрасте 20–29 лет — снизится на 29 % и составит 7,8 млн человек. Для сравнения, на 1 марта 2025 года население России в возрасте 18–29 лет составляло 17,5 млн человек. Самые оптимистичные прогнозы безработицы в России говорят о её росте до 2,9 % в 2026 году, а на ближайшие шесть лет прогнозируется дефицит в 3,1 млн сотрудников.

Поэтому перспективы у рынка труда однозначны: технологическое развитие и уменьшение количества традиционных рабочих мест — иначе экономический рост будет не обеспечить. Текущая турбулентность на рынке труда тому доказательство. Впрочем, есть и другие факторы — в частности, экономическая динамика.

— Если рост ВВП ускорится, возможен новый виток конкуренции за кадры. Если же стагнация продолжится, бизнес будет ещё активнее сокращать издержки, в том числе за счёт заморозки зарплат и сокращений. Пока же рынок труда балансирует между этими сценариями, — отметила Юлия Гепнер.

Сергей Елин указал, что компании в будущем будут ориентироваться на более гибкие формы занятости, неполный рабочий день и оптимизацию бизнес-процессов. Его поддержала и Тамара Гриненко: по её словам, уже сейчас предприятия начинают рационально относиться к своим ресурсам, как материальным, так и нематериальным, и переход на проектный способ организации труда также говорит об этом.

— На рынке труда будут увеличиваться поиски сотрудников в мультикоманды (мультикоманды состоят из собственных работников и сотрудников «со стороны» — фрилансеров, самозанятых и т. д.). Требования к таким сотрудникам — профессионализм. А так как во многих случаях можно работать удалённо, то постепенно будут стираться основные характеристики региональных рынков. Да и профессионалы будут оговаривать зарплатные условия работы. Гиг-экономика будет развиваться, — уверена Тамара Гриненко.
Фото: freepik.com LipikStockMedia
Фото: freepik.com/LipikStockMedia

Однако с развитием гиг-экономики связаны и новые риски — в том числе в оценке качества профессиональной подготовки сотрудников. Профессиональное образование традиционно не успевает за трансформацией рынка труда, поэтому сегодня больше внимания обращают на профессиональные компетенции, а не на «корочки». Всё это станет вызовом как для работодателей, так и для работников.

— Я бы не сказала, что в ближайшее время рынок труда — это «рынок работодателей» или «рынок работника». Нужны будут современные квалифицированные специалисты — их будут искать на рынке труда работодатели. Работникам уже не придётся диктовать свои условия, но и работодатели будут стараться удержать своих работников, которые могут, обучаясь, гибко реагировать на новые условия труда (будет активно развиваться внутрифирменный рынок труда), — описала перспективы Тамара Гриненко.

Пока же, как сказала Юлия Гепнер, рынок труда «поймал равновесие» и ждёт формирования новых условий — в какую сторону качнутся весы экономической динамики. И учитывая то, что Центробанк потихоньку начал снижать ключевую ставку, есть шанс, что притормозившееся развитие экономики, а вместе с ней и компаний, возьмёт новый старт.

Другое по теме