Сбит на взлёте: почему покупки авто в РФ растут, но рынок по-прежнему падает

Нужно наблюдать
В начале июля неожиданную положительную динамику показали продажи новых авто на российском рынке, об этом сообщил глава «Автостата» Сергей Целиков. По его данным, рост показали практически все сегменты: продажи легковых авто выросли на 11%, лёгких коммерческих автомобилей — на 20%, тяжёлого коммерческого транспорта — на 9%. Единственная категория, где продажи немного снизились, — среднетоннажные грузовики: их продали на 4% меньше, чем на предыдущей неделе.
Одновременно в июне показали снижение продажи автомобилей с пробегом: они уменьшились на 7% по сравнению с тем же месяцем 2024 года. Меньше всего покупали на вторичном рынке лёгкий (–14%) и тяжёлый (–7%) коммерческий транспорт, а легковой сегмент снизился на 6%.
Выглядит эта динамика как минимум странной. Российский авторынок в последние годы серьёзно лихорадит: сначала уход западных компаний и запрет на продажи в Россию не только авто, но и комплектующих, нарушение контрактов с российскими производителями, а затем экспансия китайского автопрома — всё это стало для рынка вызовом, с которым он борется до сих пор. Цены на новые автомобили, в том числе отечественного производства, взлетели вдвое, и на этом фоне серьёзно упали продажи. Добавить к этому высокую ключевую ставку ЦБ, которая делает практически невозможной покупку авто в кредит, а также финансирование производства за счёт заёмных средств — и получим полную картину кризиса в отрасли.
Этот кризис уже привёл к некоторым неожиданным результатам: так, к примеру, впервые за десять лет цены на легковушки в России пошли вниз — раньше они только год от года росли. Однако, как рассказали 78.ru эксперты, это не повод для радости, ведь произошло это потому, что дилеры дают скидки и устраивают акции, чтобы привлечь клиентов. Если они не будут этого делать, им грозит разорение, ведь и так многие дилерские центры «дышат на ладан» из-за падения продаж и жёсткой денежно-кредитной политики.
Страдают и автопроизводители, особенно отечественные — к примеру, АвтоВАЗ на фоне низких продаж и отсутствия необходимости в насыщении рынка рассматривает возможность перейти на четырёхдневную рабочую неделю. Это значит, что он будет производить меньше автомобилей, а в перспективе, скажем, в следующем году, текущая ситуация может грозить дефицитом и — новым ростом цен.
То, что на этом фоне пошли в рост продажи легковых авто и вниз — продажи автомобилей с пробегом, выглядит как нонсенс. Снижение цен на легковушки было не настолько серьёзным, чтобы резко привлечь большое количество покупателей.
— Динамика роста продаж новых автомобилей и падение спроса на б/у автомобили на данный момент наблюдается, но назвать её стабильной или общепризнанной ещё рано. Это явление скорее точечное, и нужно продолжить следить за ним в дальнейшем, — комментировал в беседе с 78.ru генеральный директор MIGTORG Александр Коротков.
И действительно: по данным «Автостата», к 20-м числам июля весь всплеск интереса к новым авто сошёл на нет, сегодня рынок находится в равновесном состоянии, а за неделю 14–20 июля россияне приобрели на 16% меньше новых легковушек, чем за ту же неделю в прошлом году. При этом рынок коммерческих автомобилей показывает серьёзное снижение — легковой на 9% к предыдущей неделе и на 19% к прошлому году, а грузовой на 18% к предыдущей неделе и целых 63% к прошлому году. В то же время продажи авто с пробегом показали при сравнении с прошлым годом снижение всего на 1% в целом по полугодию.
Это говорит о том, что моментальные всплески не особенно влияют на общую динамику: продажи новых авто по-прежнему снижаются, а интерес к авто с пробегом, наоборот, растёт. Правда, не так уж сильно, как мог бы.
Закономерное смещение
Пресс-служба ГК «Автодом» поделилась с 78.ru своей статистикой: в июне 2025 года в России было продано 90 116 новых легковых автомобилей, что на 27,6% меньше, чем год назад, и свидетельствует о снижении спроса. На рынке авто с пробегом в июне текущего года наблюдалось падение объёма продаж всего на 7% (продано 546 104 автомобилей), чем в том же месяце прошлого года (586 972 авто). Такое смещение предпочтений рынка закономерно, отметили в пресс-службе.
— Изменение спроса обусловлено комплексом факторов. Во-первых, продажи автомобилей с пробегом в России увеличились из-за ограниченного импорта — Япония и Корея сократили поставки новых авто. Во-вторых, это связано с экономической ситуацией — автовладельцы при выборе стали рассматривать более доступные авто или вовсе отказываться от покупки нового автомобиля. Отметим, что с начала года число объявлений о продаже авто с пробегом выросло на 22%, — рассказали в ГК «Автодом».

При этом падение интереса к авто с пробегом всё-таки есть и фиксируется с начала года до сих пор, отметил Александр Коротков. Одной из причин часто называют рост цен на ремонт и техническое обслуживание автомобилей, ведь авто с пробегом требует гораздо большего внимания к технической стороне, чем новое. Однако эксперты с таким мнением не согласились.
— Стоит отметить, что хотя эти расходы и увеличиваются, повышение цен незначительное и далеко не для всех автомобилей. На спрос это вряд ли оказывает существенное влияние. Зависит и индексируется стоимость в основном из-за колебаний валюты, что прямо влияет на логистику оригинальных запасных частей, — указал Александр Коротков.
С валютой на протяжении уже не первого месяца в России всё относительно хорошо — правда, только для потребителей, а не для бюджета: с января курс доллара стабильно падает, а с конца мая находится на уровне ниже 80 рублей за доллар. Для бюджета это не очень выгодно, ведь компании-экспортёры получают выручку в валюте, а платят налоги в рублях, соответственно, чем дороже доллар, тем больше налогов поступит в бюджет. Однако в то же время крепкий рубль позволяет снизить инфляцию, ведь импортные товары стоят в рублях дешевле — в том числе и запчасти для иномарок, которых на российском вторичном рынке много.
Есть и другое, неожиданное влияние подорожавшего ремонта на спрос подержанных автомобилей.
— Повышение стоимости ремонта и технического обслуживания может сказаться на интересе к покупке автомобилей с пробегом. В ситуации, когда расходы на ремонт становятся значительными, многие автовладельцы предпочитают не восстанавливать серьёзно повреждённые или устаревшие, а приобретать новые или более качественные авто с пробегом, — указали в пресс-службе ГК «Автодом».
При этом, как отметил Александр Коротков, на рынке и новых, и подержанных авто лидирует отечественный автопром в лице «Лады»: продавать новые автомобили (Vesta, Granta, а теперь ещё и Iskra) ей помогают государственные программы поддержки, а авто с пробегом сохраняют привлекательность благодаря низкой стоимости эксплуатации и хорошей ликвидности на вторичном рынке. Если же говорить об иномарках, то преобладают «китайцы», причём кроссоверы из сегмента SUV — например, Haval Jolion и Chery Tiggo 4.
— В сегменте новых авто востребованы кроссоверы Changan, Chery, Haval, Geely, Jetour и OMODA, тогда как среди автомобилей с пробегом активен спрос на японские и корейские бренды, — дополнили в ГК «Автодом».

И всё же оба рынка падают, хотя подержанные автомобили показывают лучшую динамику, чем новые. На что рассчитывать в будущем?
Будущее под вопросом
Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге Александр Дмитриев в беседе с 78.ru напомнил, что прошлый 2024 год отметился ростом продаж как новых, так и подержанных легковых автомобилей. Причинами он назвал сразу несколько факторов.
— Прежде всего, это рост реальных денежных доходов населения, а также увеличение объёмов автокредитования, даже несмотря на рост ключевой ставки и процентов по кредитам. Положительную роль здесь сыграли субсидии и льготные программы автокредитования, которые призваны поддержать отечественных автопроизводителей и определённые группы населения. Кроме того, имели место опасения, связанные с ростом утилизационного сбора на иномарки, — отметил эксперт.
В прошлом году вплоть до июля ключевая ставка продержалась на уровне 16% — она была высокой, но стабильной, что для бизнеса важнее всего. Только в июле началось поэтапное повышение, чтобы в декабре дойти до беспрецедентных 21%. Кроме того, резкое повышение утилизационного сбора произошло в октябре 2024 года, и до этого момента дилеры активно ввозили иномарки, а потребители спешили с их покупкой. Всё это вылилось в серьёзный рост продаж на авторынке.
Это важно учитывать при сравнении статистики по годам, ведь предыдущий период был очень активный, сейчас же наблюдается закономерный на фоне экономических реалий спад.
— В 2025 году ожидается замедление роста рынка как новых, так и подержанных автомобилей. К основным факторам, которые будут способствовать снижению продаж, относятся высокая инфляция, повышение утилизационного сбора, рост цен на новые автомобили, увеличение ставок по автокредитам и отсутствие официальных поставок в Россию многих глобальных брендов, — перечислил Александр Дмитриев.

В ГК «Автодом» также отметили, что смещение спроса на автомобили с пробегом и падение продаж новых автомобилей продолжится как минимум до снижения ключевой ставки и стабилизации цен. Сейчас ключевая ставка начала цикл снижения, но оно идёт очень медленно и скажется на стоимости кредитов и общем состоянии бизнеса ещё не скоро. Поэтому и цены какое-то время будут показывать нестабильность: с одной стороны, высокая себестоимость производства не позволяет их снижать, а с другой — приходится давать скидки, чтобы был хоть какой-то спрос.
В этом дуализме авторынок России останется, скорее всего, до осени, предположил Александр Коротков.
— Перспективы рынка на ближайшее будущее остаются под вопросом, в первую очередь из-за высокой ключевой ставки и сниженной покупательской способности населения. Автомобиль остаётся серьёзной покупкой для большинства россиян, что сдерживает активность на рынке. В ближайшие месяцы рынок, скорее всего, останется на плато, однако уже осенью мы можем увидеть выход из стагнации, особенно на рынке б/у автомобилей, — спрогнозировал эксперт.
К осени возможно более существенное снижение ключевой ставки: впереди летнее заседание ЦБ, которое пройдёт 25 июля и на которое аналитики возлагают большие надежды, а 12 сентября состоится ещё одно. Нельзя исключать, что осенью ключевая ставка несколько ослабит давление на кредиты, хотя и не до конца, и это позволит экономике немного ожить — в том числе и авторынку.
До этого же времени рынок будет пребывать в стагнации, и мгновенные всплески спроса, спровоцированные скидками, на общую динамику не повлияют.