Чем ещё аукнется российским туристам обострение конфликта на Ближнем Востоке?

Миллионы убытков
С первым транспортным коллапсом россияне столкнулись на майские праздники-2025, когда закрывались аэропорты практически по всей стране. При этом рейсы отменяли или переносили по времени как отечественные, так и иностранные перевозчики.
В июне ситуация повторилась из обострения конфликта на Ближнем Востоке. Тогда свои воздушные пространства закрыли ОАЭ и Катар, аэропорты которых стали после событий февраля 2022-го, в том числе, транзитными хабами для путешествий в Европу и многие страны восточной и юго-восточной Азии.
Как подсчитали в Ассоциации туроператоров России (АТОР), в период с 13 по 22 июня были отменены или перенесены около 80 рейсов. Под раздачу попали несколько десятков тысяч россиян, из которых, как минимум 7000 — это клиенты турфирм. На решение проблем таких путешественников (повторное приобретение билетов, перевозка между гостиницами и проживание в них, питание, трансферы) 15 крупным федеральным игрокам пришлось потратить из своего кармана в тот период около 300 млн рублей. Эти деньги вернуть уже не удастся, подчёркивает глава АТОР Майя Ломидзе. Причём, всё это только предварительные цифры.
С 22 июня, времени завершения конфликта, для туристического рынка началась история с недополученной прибылью, когда спрос ещё упал на те же ОАЭ, потянувшие за собой как транзитный хаб и азиатские страны. Но так подсчёты «утрат» ещё не велись.
«Выстрелило» на какое-то время даже по Египту, когда россияне испугались, что и там могут быть закрытия воздушного пространства, а находиться на курортах может оказаться не безопасно.
Сейчас спрос постепенно восстанавливается. Как уверена Майя Ломидзе, те же ОАЭ из топ-5 любимых россиянами пляжных направлений не выпадут. Другой вопрос, что никто теперь не гарантирует повторения новых транспортных коллапсов по каким-то непредсказуемым причинам, а качество сервиса авиаперевозчиков с каждым постпандемийным годом продолжает стремительно падать. Ситуация с ОАЭ в очередной раз «обнажила» эту проблему, когда пассажиры не могли добиться от перевозчиков элементарной информации: что вообще происходит, когда они вылетят и произойдёт ли это в принципе.
«Ничего личного»?
Как постаралась успокоить Майя Ломидзе, сумма в 300 млн рублей ущерба для отрасли критичной пока не является. Участники рынка воспользовались предыдущей относительно благополучной финансовой ситуацией.
— Если бы не пять стабильных направлений, где спрос растёт год к году на 10–15%, то мы бы говорили из-за ОАЭ о существенном ударе по стабильности компаний. Но они смогли позволить себе такие расходы, позаботиться о туристах, именно потому что всё-таки до этого финансовая ситуация была и есть достаточно стабильная. Но мы прекрасно понимаем: нет никакой гарантии, и последние полтора месяца это показали, что не будет повторения подобных транспортных коллапсов, возможно, по каким-то другим транспортным причинам, — аккуратно прокомментировала ситуацию Майя Ломидзе.
По её словам, идёт какой-то парадоксальный процесс снижения сервиса у самих перевозчиков.
— Рассказы туристов о том, как авиакомпании отреагировали на произошедшее, вызывает не то, что недоумение, удивление… Я не знаю, почему так произошло. Это катастрофическая «пессимизация» всего того, что происходит со стороны перевозчиков. И не важно, лоукостер ли это, либо компания премиального класса. То есть, это абсолютная растерянность, неспособность проинформировать пассажиров, неспособность организовать помощь, либо вообще прямой отказ от её оказания, — поделилась Майя Ломидзе.
По мнению главы АТОР, это не повод, чтобы отказаться от путешествия или заклеймить перевозчиков, включить их в чёрные списки. Это то, что происходит в сфере обслуживания в поспандемийный период, и то, что надо учитывать, отправляясь в путешествие.
— Здесь нет ничего личного, это абсолютно не направлено против кого-то, граждан какой-то конкретной страны. Вот так просто сейчас происходит в сервисе. Я убеждена, что ситуация исправится, но когда это произойдёт, я сказать не могу, — отметила Майя Ломидзе.

При этом она постаралась успокоить: туроператоры не будут перекладывать потери на плечи туристов за счёт будущего роста стоимости отдыха. Есть продаваемая цена, а «есть цена, по которой ты уже ничего не сможешь продать». А стоимость отдыха и так уже достаточно высокая. И если её увеличивать за счёт понесённых потерь, то это просто не будет пользоваться спросом.
За счёт чего будем выкручиваться?
Опрошенные эксперты согласны, роста стоимости именно услуг туроператоров вряд ли стоит опасаться, а дальше начинаются свои нюансы.
Как поясняет член Правления РСТ (Российского Союза Туриндустрии), генеральный директор туроператора «Индивидуальный туристический сервис»(ITS) Виктория Шамликашвили, на деле есть понятие эластичности рынка.
— Мы видим, что всё подорожало не только по ближне-восточным направлениям, но в том же Краснодарском крае цены тоже задраны. Отели в Сочи теперь простаивают полупустыми, — отмечает она.
Как добавляет Виктория Шамликашвили, запредельные цены генерируют не туроператоры, а авиасообщение, расценки на которое тоже колоссально растёт последние годы.
— Есть и такой момент, что всё-таки путешествовать некоторые россияне по-прежнему хотят. И те же направления по Средиземному морю выглядят для кого-то более привлекательными и гарантированными, а для этого и нужны хабы.
Здесь опять же всё упирается в то, что без качественных перевозок внутри страны, ситуация вряд ли будет развиваться по какому-то позитивному сценарию, — делится она.
Генеральный директором туристической фирмы Saut Travel Ирина Туркова считает, что оценка Майи Ломидзе в 300 млн рублей для 15 крупных операторов выглядит обоснованной. Падение спроса на 10–40% — это значительный спад, особенно для направлений, зависящих от транзита через ОАЭ и Катар (например, Мальдивы, Шри-Ланка, Индонезия). Но сейчас спрос действительно постепенно восстанавливается.

Ирина Туркова также уверена: резко поднимать цены участники рынка не будут. Туры на популярные в сезон пляжные направления и так дорожают из-за высокого спроса и инфляции.
— Скорее всего, операторы будут оптимизировать издержки и перераспределять риски через страховки и динамическое ценообразование. И так как спрос чаще всего растёт ближе к датам вылета (многие россияне откладывают решение по отпуску до последнего), с ростом спроса будут расти и тарифы, — полагает Ирина Туркова.
Президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов готов «в кои-то веки согласится с Майей Ломидзе», но тоже с оговорками. Дело в том, что в итоге всё будет зависеть от того, какие условия и компенсации прописаны в договорах туроператоров со своими иностранными коллегами. А это коммерческая тайна, такие бумаги официальной публикации в принципе не подлежат. Например, стороны могут договориться, что те же закрытия воздушных пространств это форс-мажор, но… не обязаны это делать.
Хитрят со страховками?
Ирина Туркова полагает, что масштабных банкротств не ожидается. Туроператоры пересмотрят контракты с авиакомпаниями и отелями, чтобы снизить риски.
Как заключает она, кризисный эпизод нанёс удар по отрасли, но турбизнес в России адаптируется быстро. Основные потери компенсируют за счёт страховок, перераспределения туристов и роста цен в среднесрочной перспективе.
По словам Андрея Гаврилова, есть определённая доля лукавства в том, что туроператоры никак не могут повлиять на поведение авиаперевозчиков. Дело в том, что по обязательному страхованию закрытие воздушного пространства и перенос рейсов тоже не являются форс-мажором. Но всегда есть дополнительные страховки. Вот в таких бумагах можно прописать всё, что угодно, по желанию клиента без нарушений законодательства. Но стоит это удовольствие для клиента намного дороже.
Виктория Шамликашвили обращает внимание на то, что россияне в последнее время слишком увлеклись on-line бронированием билетов через агрегаторы. При такой схеме иногда туроператоры в принципе не имеют возможности контактировать с клиентами и информировать их каких-то изменениях.
— Понятно, что многие хотят получить всё подешевле, но тогда надо понимать, что и гарантий никаких не будет. Если же человек хочет, чтобы эти гарантии были, то надо идти к туроператору, хотя и это означает, что никаких потерь у участников процесса не будет, — констатирует Виктория Шамликашвили.

Как считает эксперт, рынок и дальше будет разделять на две этих категории клиентов: тех, кто хочет подешевле, и тех, кто хочет, чтобы их проблемы всё-таки решали.