«Рука Бога», дорожки и взрывной рост: что ждёт маркетплейсы после «платформенного» закона

Драйвер МСП
Маркетплейсы развиваются очень высокими темпами: как отметил статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов, сегодня их объём составляет порядка 15% от всех продаж в целом в торговле. И это определённо не предел — эксперт предсказал их рост в течение пяти–шести лет до 30–35%. Конечно, это вызывает обеспокоенность у представителей традиционных, офлайн-форматов торговли, которые уже не раз высказывали претензии к маркетплейсам по различным товарным категориям.
— Мы не видим тенденции к тому, что люди, наши граждане и гости нашей необъятной страны, отказываются в целом от посещения офлайн-магазинов. То есть это такое динамичное развитие. Отрадно, что вместе с маркетплейсами растёт и в целом объём. Это значит, что разные каналы продажи пользуются спросом. Поэтому мы также видим, что растут различные каналы продаж: не просто торговые сети, маркетплейсы, а растёт ярмарочная торговля, растёт торговля вне стационарных и мобильных торговых объектов. Это говорит о том, что российский потребитель пользуется разными форматами для приобретения продукции. И безусловно, это, конечно, возможности для малого бизнеса, — констатировал Роман Чекушов.
Именно на малый бизнес России сделали упор на сессии, и неспроста: как сказал в пятницу, 20 июня, на пленарном заседании ПМЭФ-2025 президент России Владимир Путин, благодаря маркетплейсам у каждого, даже у обычного мастерового человека из села, появилась возможность найти своего покупателя. Эти слова подтверждаются цифрами — например, по словам вице-президента по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Дмитрия Кима, на площадке сегодня зарегистрировано 600 тыс. продавцов. Из них более 30 тыс. — молодые предприниматели младше 22 лет, и количество таких продавцов с 2020 года увеличилось в пять раз.
— Вы знаете, основная наша миссия, основа нашего ДНК — это открытость. Поэтому термин «выживаемость» хорош, потому что выживают сильнейшие в конкуренции. Мы открыты для всех, и мы скорее работаем над снятием барьеров для входа на нашу платформу. <…> Если говорить про выживаемость, то у нас из 600 тысяч предпринимателей для 64% это первый бизнес. То есть люди с нами бизнес начали, у людей бизнес получился, и люди теперь этот бизнес ведут успешно с нашей цифровой платформой, — рассказал Дмитрий Ким.
Маркетплейсы ведут большую работу не только для привлечения предпринимателей на свои площадки, но и по их обучению, чтобы бизнес у новичков был успешным. Кроме того, это позволяет отсечь различных мошенников, которые обещают научить работе с маркетплейсами, а на деле только выманивают деньги.
Как отметила основатель Wildberries, глава RWB (Объединенная компания Wildberries & Russ) Татьяна Ким, сегодня существуют различные программы для «ликвидации безграмотности» в области предпринимательства в электронной коммерции: это и «Платформа роста», которую Wildberries реализует вместе с АСИ, и запланированное взаимодействие с Корпорацией МСП, и собственный бесплатный курс от компании. При этом особенно важно, чтобы предприниматели предлагали локализованный товар.
— Идёт серьёзный отбор. Мы смотрим, чтобы локализация производства была не менее 50–60%, и есть ещё порог по обороту, то есть он не должен превышать определённого объёма. Программа рассчитана на малых и средних предпринимателей, на самозанятых, на тех, кто занимается хендмейдом, даже на тех, кто хочет, например, собирать какие-нибудь дикоросы или ещё что-то, он тоже может там с кем-то совместно скооперироваться. То есть это такая многоуровневая, многосторонняя площадка получается, — рассказала Татьяна Ким.
Ранее Татьяна Ким высказала мнение, что если не будет роста малого и среднего предпринимательства, не будет и маркетплейсов, поэтому электронные площадки крайне заинтересованы в его развитии и занимаются разнообразной поддержкой МСП. Если на Ozon сегодня 600 тыс. предпринимателей, то на Wildberries уже около миллиона, а за пределами этих площадок их гораздо больше. Перспективы роста до 30–35% — не иллюзия, а реальность, которая наступит уже вот-вот.
А это значит, что пора урегулировать эту сферу, тем более что в ней действительно есть проблемы.
Законодательный асфальт
О том, что назрела необходимость законодательного регулирования рынка электронной коммерции, говорил и президент России Владимир Путин на пленарном заседании. Он же указал на проблемные вопросы в этой сфере, прежде всего на нарушение конкуренции и порядка использования данных. Есть правда и в словах представителей офлайн-магазинов: к ним предъявляются более серьёзные требования, чем к маркетплейсам, поэтому президент распорядился внимательно проанализировать регулирование традиционной торговли.

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению, федерального координатора проекта «Выбирай своё» Сергея Морозова, законодатели уже готовятся не только к обсуждению, но и к принятию законопроекта «О платформенной экономике», поскольку считают маркетплейсы очень важными.
— Маркетплейсы — это основа экономического суверенитета. Маркетплейсы, мы так считаем в партии, это инновационные центры экономической активности нашей страны. Маркетплейсы — это, прежде всего возможность вовлечь в экономику неактивную часть населения. В конце концов, это новый этап развития цифровой грамотности. А раз так, нет альтернатив маркетплейсам. Это наша политическая, принципиальная и законодательная позиция, — пояснил Сергей Морозов.
Однако у маркетплейсов есть много проблем, в частности — нелегальные товары. По словам Сергея Морозова, количество нелегальных товаров на площадках увеличилось на 40%, при этом из всего оборота теневого рынка различных товаров 37,3% приходится на маркетплейсы — это почти 6 млн единиц на сумму в 3,5 млрд рублей. Решать эту проблему будут в том числе через систему «Честный знак», как отметил уже в понедельник, 23 июня, глава Минпромторга Антон Алиханов: площадки должны будут проверять товары в системе маркировки, и если они не соответствуют критериям, они не должны выдаваться покупателю в результатах поиска.
При этом маркетплейсы готовы к саморегулированию и к внедрению инициатив для решения подобных проблем, указал Роман Чекушов.
— Мы даже дорожную карту составили по интеграции программного обеспечения маркетплейсов с государственными информационными системами, чтобы сразу автоматизированным образом проверять: товар, который выставляет селлер, имеет ли сертификат, есть ли у него маркировка, зарегистрирован ли он в обязательных реестрах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. <…> Процесс идёт, мне кажется, абсолютно по-партнёрски, — отметил он.
А модератор сессии, председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов даже провёл аналогию со строительством академгородка в Новосибирске, где, по рассказам, после возведения домов сразу дорожки не мостили, а вместо этого дали возможность людям их самим «протоптать» и затем на их основе составили карту.
— Мы уже протоптали многое, теперь пора немножечко асфальта добавить, — пошутил Сергей Борисов.

Учитывая значимость маркетплейсов, никто не собирается законодательно ограничивать их деятельность — ведь они, как указал и президент, стали основной суверенитета России: наша страна — одна из немногих, которые не зависят от зарубежных электронных площадок и чьи маркетплейсы могут конкурировать с глобальными проектами. Однако решать проблемы надо, и судя по реакции представителей маркетплейсов, они сами это понимают.
Впереди — государство
Маркетплейсам есть куда расти и развиваться. В частности, они уже сейчас многое делают для продвижения отечественных брендов, однако всегда можно сделать ещё больше. Главное, по словам Дмитрия Кима, определить, какой товар является, а какой не является отечественным.
— У нас тоже есть витрина «Сделано в России». В виде «руки Бога», который выбирает, кто отечественный, кто не отечественный, кто достоин, а кто не достоин, мы выбрали региональные власти, потому что, нам кажется, основной трикки-кейс (сложность. — Прим. ред.) в этом случае — понять, отечественный это продукт или не отечественный. Коэффициенты импортозамещённости. Мне кажется, это дилемма, которую мы будем решать ещё очень долго. Что есть отечественное? — задался вопросом Дмитрий Ким.
При этом маркетплейсы активно выходят в регионы и взаимодействуют с региональными властями, чтобы понять, где необходимо открыть пункты выдачи заказов. Также есть и различные программы помощи региональным производителям, в качестве примера Дмитрий Ким привёл проект в Нижнем Новгороде, где молодым мамам вручают электронный сертификат Ozon на покупку товаров от производителей, одобренных субъектом как региональные.
Поддержали его и другие спикеры: так, губернатор Рязанской области Павел Малков рассказал о взаимодействии с Wildberries, благодаря которому 16 региональных компаний за три месяца подняли выручку суммарно на 80%, а некоторые и больше. Руководитель ассоциации «Дикоросы» из Иркутска Александр Деев поделился, что после инвестиций в торговлю на маркетплейсе некоторые входящие в ассоциацию компании за два месяца продали продукции больше, чем за четыре предыдущих года. А Денис Спирин, основатель брендов Everena, Fleola, Estevika из Владимирской области, отметил, что за четыре года маленькая швейная компания благодаря выходу на маркетплейсы выросла в 20 раз и заняла по некоторым категориям до 40% рынка.

Всё это говорит действительно о важности маркетплейсов для развития бизнеса, в первую очередь малого и среднего, а кроме того — для развития отечественных брендов. Однако с течением времени можно пойти и дальше, выразил мнение Павел Малков. Сегодня маркетплейсы продают товары для обычных граждан, есть некоторые движения в сторону B2B, то есть взаимодействия с юридическими лицами. Эксперт предложил выйти в сегмент B2G — в малые госзакупки.
— Сейчас госзакупки вообще несут в себе огромные издержки для всех. Трудоёмкие процедуры, все эти обоснования, сборы ценовых предложений, громоздкие механизмы — все про это прекрасно знают. Причём у нас у всех на слуху, как правило, крупные закупки: строительство дорог, школ, больницы и так далее. Понятно, там нужны сложные конкурсные процедуры. Но львиная доля госзакупок — это всякая мелочь, причём которая очень широко представлена на рынке: компьютер, оргтехника, парты, офисные стулья, канцтовары и прочее, прочее, прочее. <…> В госсекторе, очевидно, тоже надо повышать производительность труда. Давайте максимально упростим госзакупки. Если есть какой-то товар на системообразующем маркетплейсе — зашёл и купил, и всё. А у проверяющих потом должны быть вопросы только по обоснованности этой закупки, а не по процедуре, — рассказал Павел Малков.
По словам эксперта, такая система позволит серьёзно расширить доступ малого и среднего бизнеса к сектору госзакупок, при этом облегчив всё взаимодействие. Более того: сегодня предложение оформляется законодательно и готовится к запуску первый пилот.
За маркетплейсами как представителями электронной коммерции — большое будущее, при этом не только за крупными, но и за региональными, и за специализированными. Поэтому государство будет расширять взаимодействие с ними и ждёт такого же интереса к взаимодействию в ответ.