Красным и белым: в какие дни и почему такси серьезно дорожает в Петербурге?

18 июн, 17:06
Светлана Коваленко
К тому, что услуги таксистов резко дорожают на общероссийские праздники, многие уже привыкли. Но в Петербурге проходят мероприятия федерального уровня, такие, как ПМЭФ и «Алые паруса». Есть и особый период «белых ночей», привлекающих множество туристов не только из России, но и всего мира. Разбираемся, насколько в такие моменты растут цены на такси и что важно знать, чтобы сэкономить.
Коллаж 78.ru: freepik.com, ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев, flaticon.com/Prosymbols Premium

Традиционно колебания в стоимости услуг агрегаторы такси объясняют так называемым динамическим ценообразованием. Грубо говоря, система автоматически учитывает спрос в конкретной локации, наличие свободных машин, погодные условия, дорожную обстановку и т.д.

Реже участники рынка ссылаются на праздники и длинные выходные, во время которых, естественно, количество перемещений у населения растет.

Но есть много моментов, о которых агрегаторы такси предпочитают умалчивать. Выясняем, какие обстоятельства стоит принимать во внимание, чтобы не переплачивать.

Плюс коэффициент за динамику?

Как признают участники рынка и эксперты, в среднем на общероссийские праздники, такие как Новый год, 23 февраля, 8 марта, майские каникулы, День России, 1 сентября, День единства и т.д., расценки на услуги такси поднимаются в среднем на 20 — 30%. Но в некоторых случаях цены подлетают и в 2 — 3 раза.

Как поясняет руководитель по связям с общественностью сервиса «Максим» Павел Стенников, в периоды наибольшего спроса может включаться динамический коэффициент, повышающий стоимость поездки. Этот инструмент позволяет привлечь к выполнению заказов больше водителей, чтобы сократить время ожидания автомобиля для пассажиров.

— Например, на прошедших длинных выходных средний чек на поездки в сервисе увеличился на 5 % по сравнению с теми же числами в апреле, когда праздников не было,— приводит пример Павел Стенников.
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

В Северной столице к общероссийским праздникам добавляются мероприятия, изначально родом из Петербурга, но теперь вышедшие уже на федеральный уровень и ставшие знаковыми для многих россиян. Это, например, стартовавший в среду, 18 июня, ПМЭФ, предстоящий праздник выпускников «Алые паруса», прошедшие День города, ПМЮФ.

Как уточняет президент Национальной ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, собственно, речь идет о всех крупных форумах и выставках, которые принимает город на Неве и генерируют поток туристов.

— Естественно, и высокие туристические сезоны цены на поездки выше. Это же касается и такого петербургского бренда, как «белые ночи», конечно, посмотреть на которые едут не только россияне, но и иностранцы, те же китайцы. Бизнес прекрасно понимает, что в такие моменты можно и нужно делать деньги», — констатирует он.

Не ПМЭФом единым?

При этом здесь важно сделать важную оговорку. Цены, как и в ситуации с новогодними, «гендерными» м т.д. праздниками, начинают расти за несколько дней до старта самих событий.

В этом с ПМЭФом корреспондент 78.ru убедился на личном примере. Например, поездка по одному и тому же маршруту, стоившая весной туда-обратно чуть более 300 руб., подорожала до практически 500 руб (499) в одну сторону, а во вторую — до 450 руб.

Почему так произошло в этом втором случае, объясним чуть позже.

Обращают внимание участники рынка и на то, что в рамках ПМЭФ уже второй год подряд в 6 районах города вводится временный запрет на передвижения на самокатах и СИМ, обходящихся, очевидно, намного дешевле такси.

По словам автоэксперта Алика Кортиева, это тоже весомый повод поднять в таких локациях цены для агрегаторов, хотя в этом они вряд ли признаются.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Как отмечают участники рынка, по завершению мероприятий цены стабилизируются и возвращаются к стандартным суммам, но происходит это тоже с некоторым лагом.

Есть и еще один нюанс, о котором рассказывают участники рынка на условиях анонимности. Дело в том, что чиновники Смольного уже представили свои планы ввести с 1 июля запрет мигрантам на работу таксистами.

— Да, агрегаторы часто официально отчитываются, что у них нет мигрантов, либо тему вообще не комментируют. Но все здравомыслящие люди прекрасно понимают, что хороший «заход» для прощупывания почвы о повышении цен на будущее. Так что, снизятся ли цены после ПМЭФ в этом году, гарантировать никто не берется, — рассуждают собеседники.

«Финализировать» инициативу с мигрантами чиновники должны в скором времени.

«Матрица» все о всех знает?

Как отмечает Алик Кортиев, цены на такси «взлетают» и в том случае, если на праздники и мероприятия выпадают неблагоприятные погодные условия: идет дождь, серьезно усиливается ветер, выпадает снег и т.д.

То есть, рост идет по экспоненте, а факторы друг на друга накладываются.

— Те, кто часто пользуются такси, хорошо осведомлены и о том, что самые высокие цены в будни выставляются, когда люди едут на работу или возвращаются с нее домой: с 8.30 до 10.30 и с 17.30 до 20.00 соответственно. И если все эти три фактора совпадут: данный временной интервал, праздник/мероприятие, плохая погода, то и цена будет максимально высокой, — поясняет эксперт.

По словам Алика Кортиева, агрегаторы сейчас владеют информацией, которая позволяет сделать выводы куда, откуда и с какой целью направляется клиент. Например, стоимость будет выше, если машину заказывают от здания, где располагается ресторан или бар. Априори считается, что в таких местах человек мог употребить алкоголь, почему, собственно, и заказывает такси. Дороже будет уехать и от ТЦ, гипермаркетов крупных ретейлеров. В этом случае клиент мог теоретически совершить крупные покупки, с которыми неудобно перемещаться на общественном транспорте.

Наоборот, приехать в торговый комплекс выйдет дешевле. Здесь агрегаторы рассчитывают, что клиент снова воспользуется такси, когда будет возвращаться после шопинга.

Фото: ИЗВЕСТИЯ Андрей Эрштрем
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Часто бывает так, что машину просят подать к подъезду одного и того же многоквартирного дома (МКД), и такие заказы повторяются с завидным постоянством. Тогда система «принимает решение», что человек проживает в данном МКД. А за удобство, как известно надо платить.

Алик Кортиев советует в таком случае выбирать адреса соседних нежилых строений и объектов и регулярно менять «дислокацию».

— Нередки ситуации, когда люди делают заказ, а затем его отменяют в надежде найти какой-то вариант подешевле и снова перезаказать. Но с каждым разом в итоге выходит только дороже. Система тоже учитывает отмененные заказы и выдает все более высокую стоимость, в расчете на то, что клиент «сломается» и занервничает, — делится Алик Кортиев.

Владимир Матягин согласен: ни к чему хорошему перезаказы не ведут. Если так хочется сэкономить, можно обратиться в какой-то момент к нескольким агрегаторам. Но и это они «запомнят» на будущее.

Деликатным образом обстоит ситуация с заказом такси на кладбища на крупные религиозные праздники и события. Здесь политика участников рынка может серьезно варьироваться.

Как правило, на поездку на кладбище предложат адекватные расценки. А вот вернуться домой обойдется дороже. Не секрет, что в таких случаях на могилах употребляется алкоголь, хотя, напомним: распитие горячительного в общественных местах запрещено.

Другое по теме