Не одного поля…: где дешевле или лучше покупать ягоды и фрукты летом 2025 в Петербурге?

Ситуация интересная?
Взрывным ростом цен на ягоды и так называемые косточковые фрукты из-за очередных климатических сюрпризов (трех волн заморозков, последняя из которых пришлась на майские праздники) производители и участники рынка пугали россиян всю весну 2025.
В итоге, как подсчитали в конце мая в «Чек Индекс», операторе фискальных данных «Платформа ОФД», для Москвы клубника подорожала на 19 % (до 930 руб. за 1 килограмм в среднем по рынку) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, голубика — на 12% (1780), черешня — на 12% (730), персики — на 13% (485). Данные по Петербургу и другим городам в исследовании не привели. Не уточняется там, идет ли речь о средней цене именно у ретейлеров, либо берется срез и по небольшим участникам рынка. Хотя, очевидно, что «частники», а тем более «нелегалы», торгующие в подавляющем большинстве случаев без чека, в таких расчетах вряд ли учтены.
Сейчас в Петербурге в небольших точках клубнику и черешню можно опять же приобрести примерно за 450–500 рублей. Но это опять же частная торговля.
На сайте «Ленты» черешню предлагают приобрести за 504 руб. по карте постоянного покупателя (без нее 679), персики — 169 (221), клубнику — 999 (1052).
В «Ашане» порядок цен чуть выше. За 1 кг черешни со скидками просят 599 руб., отборная обойдется уже в 849. Ценник на клубнику начинается от 800 руб.
Как приводят на профильном tg-канале по продуктовому ретейлу «Продукт Медиа» слова участника рынка из Волгограда, там фрукты на рынке стали дешевле, чем в магазине.
— Речь о сезонных и местных, но ситуация интересная. Почему так происходит? Ведь последние 20 лет сети перехватывали у рынков трафик за счет более низких цен. Но теперь ситуация меняется кардинальным образом, — задаётся вопросом он.
А затем сам себе же и отвечает: дело во всё возрастающих тратах на логистику и администрирование, плюс идет увеличение прямых и налогов. Увеличиваются затраты и на персонал, усиливается конкуренция между сетями, меняются их форматы и формы взаимодействия с покупателями.
Между тем, в Петербурге с 1 июля хотят серьезно ограничить так называемую стихийную или на разнос торговлю с рук у станции метро (запрет на радиус в 100 метров от входа и выхода из вестибюлей), соцобъектов (50 метров), остановок общественного транспорта (50 метров), газонах, парках и т.д. Соответствующий проект опубликован в разделе «антикоррупционная экспертиза» на сайте администрации Санкт-Петербурга.
Именно в этих местах как раз сейчас и ведётся бойкая торговля с дисконтом.
Два принципиальных момента?
Как объясняют собеседники, в отношении ягод, фруктов и овощей существуют два принципиальных момента. Причем, второй характерен именно для Петербурга.
Продукция длительного хранения со стандартным качеством (бананы, яблоки не ранних сортов, апельсины) будут, скорее всего, дешевле у сетей за счет объемов закупаемой продукции. С тем, что хранится не так долго и подразумевает какие-то необычные характеристики, ретейл связывается менее охотно.
— На рынке могут быть дешевле овощи, фрукты и ягоды с максимально короткими сроками хранения, которые могут поставляться из фермерских хозяйств напрямую, — подчёркивает, в частности, руководитель проекта «Ягодная академия» Ирина Козий.

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что если сравнивать с ценами сетей среднего класса, типа условного «Окей», то у тех же уличных или некрупных торговцев стоимость той же клубники, сезонных ягод может быть на 15% ниже. Зато бананы в целом обойдутся в целом дороже.
— Но здесь опять же стоит вопрос в итоге, что с чем сравнивать? У того же ретейла есть «Пятерочка», есть «Окей», а есть и «ВкусВилл». Понятно, что ценовая политика там разная, — констатирует Михаил Лачугин.
Второй момент заключается в том, что в Петербурге подавляющее большинство фруктов и овощей закупается участниками рынка (даже не крупными) на Софийской овощной базе. Закупщик просто обращается туда, называет сумму, которую готов заплатить за товар, после чего ему и подбирают соответствующую продукцию в соотношении «цена/качество».
То есть, никто не даст гарантию, что то, что продается в палатках у метро, на остановках транспорта, не привезено с Софийской овощной базы.
Списать формально, чтобы продать неформально?
Ирина Козий призывает отделять законную торговлю от нелегальной. Это принципиально разные вещи.
— Если мы говорим о нелегальной торговле, то такая продукция может оказаться с истекшими сроками годности, либо они вот-вот закончатся. Может выйти и так, что ее вообще уже направили на списание. Понятно, что в нелегальной торговле никто не платит налоги, не вносит деньги за аренду и т.д. Отсюда и более низкие цены, чем у тех предпринимателей, которые выполняют все требования закона, — поясняет она.
Как подчеркивает Ирина Козий, если рассуждать о легальной торговле на тех же рынках, то и там тоже затраты меньше. При этом продукция, как правило, меньше хранится по времени.
— Условно говоря, ее надо съесть за 2 дня, а то, чтобы бы приобрели в супермаркете, можно было бы хранить неделю. Да и качество упаковки там в этих двух вариантах разное. В супермаркетах не надо и бегать от точки к точке, все можно приобрести в одном месте. У ретейлеров мы платим, в том числе, за сервис и удобство, — констатирует эксперт.

По словам Михаила Лачугина, «часто продукцию списывают формально, чтобы …продать неформально, когда, например, срочно потребовалась «наличка»».
Надо договариваться?
Как честно признается Михаил Лачугин, ягоды и фрукты он редко покупает в крупных сетях. В лучшем случае речь может пойти о бананах или яблоках. Все остальное он старается приобретать в небольших профильных магазинах типа «Удачный», иногда это и павильоны.
— Там с торговцами всегда можно договориться, товар, если что, поменяет, качество чуть лучше. Другой вопрос в том, что вместо двух условных яблок или двух бананов, из таких точек уйдешь уже с двумя пакетами и зачастую накупишь того, что изначально вообще не планировал. Чем-то заинтересуешься сам, что-то настоятельно порекомендуют, — делится эксперт.
По словам Михаила Лачугина, наводить порядок с торговлей у метра, на остановках и т.д, конечно, надо. Нельзя допускать ситуация, когда из-за обилия торговцев образуется в таких локациях столпотворение и горожанам элементарно невозможно пройти. Многие помнят и хаос 10–15 летней давности, когда все «протискивались» около вестибюлей подземки с огромным трудом.
— Ограничения, естественно, будут лоббировать продуктовые сети. Я в свое время выступал с предложением дать той же некрупной торговле размещать свои точки поблизости от гипермаркетов, чтобы у покупателей был выбор. Сетям это, мягко говоря, не понравилось. Но и свои лоббисты есть и у отдельно стоящих точек. Все здравомыслящие люди понимают, какой это по масштабам бизнес, — отмечает эксперт.

Как вспоминает Михаил Лачугин, бороться со стихийной торговлей чиновники предпринимали попытки на протяжении десятилетий. Но точки-то пропадали, то возрождались заново.