Гигантский передел: чем обернется покупка «Магнитом» сети «Азбука вкуса» для петербуржцев?

Логичное продолжение процесса?
Отметим сразу, что информация о покупке контрольного пакета «Азбуки вкуса» официально подтверждается в сообщении на сайте «Магнита». В рамках сделки приобретаются 171 магазин в Москве, Московской области и Петербурге. Также речь идет о 5 фабриках кухни кулинарных, хлебопекарных и кондитерских производств.
Кроме того, в собственность «Магнита» переходят три распределительных центра и складская инфраструктура доставки в Москве и Северной столице.
Сумма сделки, естественно, не разглашается. Но, как цитируют федеральные СМИ генерального директор «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, контрольной пакет мог обойтись в 35–45 млрд рублей. Вся сеть «Азбука вкуса» может стоить 65 — 70 млрд руб.
В отношении структур «Севергрупп» (владеют также продуктовой сетью «Лента») Алексея Мордашова и их договоренностей с OBI никаких официальных подтверждений нет. Профильные СМИ по ретейлу делают ссылки на свои собственные источники внутри компании. В пресс-службе «Ленты» 78.ru заявили, что «слухи не комментируют».
Эксперты и участники рынка полагают: это логичное продолжение масштабного процесса скупки федеральной тройки «Магнит», X5 и «Лентой» более мелких игроков. На этом он не остановится. На очереди теперь с большой долей вероятности можно назвать «ВкусВилл», кто-то добавляет еще и «Верный».
В отношении теоретической продажи OBI и ее планов от «Севергрупп» вопросов очень много. Актив вряд ли можно назвать профильным именно для «Ленты» ни по виду деятельности, ни по площадям. Но, с другой стороны, в Петербурге точки этих игроков никогда не располагались в одном ТЦ или одинаковой локации. Разбираемся, что теперь изменится для петербургских покупателей.
По пути «Дикси» или все же нет?
В сообщении «Магнита» особо подчеркивается, что бренд «Азбука вкуса», ключевая управленческая команда будут сохранены. Это обеспечит преемственность и развитие «клиентского опыта, который ценят покупатели сети».
С такими же формулировками «Магнит» сообщал о приобретении в 2021 более бюджетной сети «Дикси». При этом в сообщении, как и раньше, ничего не отмечается о сохранении состава поставщиков и производителей. А это и есть ключевой момент, поясняют эксперты. Дело в том, что сам «Магнит» через свои дочки является крупным производителем и поставщиком тех же овощей, фруктов, грибов, зелени.
Как считает Глава агентства недвижимости Lapina (специализируется на стрип-ретейле) Екатерина Лапина, новый собственник отдаст предпочтение «своим».
— То есть, это будет другая продукция и другой ассортимент, а не тот, к которому мы привыкли, — поясняет она.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин такую точку зрения не разделяет. Он напоминает, что у «Магнита» и «Дикси» были изначальные пересечения по поставщикам. Бренд второго ретейлера и ассортимент его товаров в целом был сохранен. Хотя у этого ретейлера и появилась продукция СМТ от «Магнита», но остались там и товары собственных торговых марок.
— Видимо, ситуация будет развиваться в похожем ключе и с «Азбукой вкуса», тем более, что это премиум-ретейлер. Здесь волнует другой момент, — подчеркивает эксперт.
Танцуем от кухни…?
Михаил Лачугин обращает особое внимание на цитаты гендиректора «Магнита» Евгения Случевского об этой сделке.
—В последние годы «Азбука вкуса» практически не открывала магазинов, но после сделки компания может получить новый импульс к развитию — CVP «Азбуки вкуса» является одним из самых сильных в своем сегменте и востребовано в городах-миллионниках.
Сильной стороной «Азбуки вкуса» также является готовая еда. Эта экспертиза поможет улучшить и расширить предложение магазинов группы компаний «Магнит» в сегменте, который сегодня является самым быстрорастущим в ритейле», — приводятся высказывания Евгения Случевского.
Как полагает Михаил Лачугин, из этих слов можно сделать предположение, что «Магнит» намерен тянуть «Азбуку вкуса» в другие регионы, а не только Москву, Московскую область и Петербург и при этом сосредоточиться на сегменте готовой еды.

— И здесь надо отдавать себе отчет в следующем. Для готовой еды в Северной столице, например, «Азбука вкуса» строила фабрики кухни, и такая продукция была своего производства. Теперь такими мощностями и намерен пользоваться «Магнит».
Если так, то ничего хорошего в дальнейшем развитии этого действительно крутого формата магазинов (я про «Азбуку») ждать не стоит. Какое это теперь от нее качество готовой еды? Исключительно моё мнение, — рассуждает Михаил Лачугин.
Отдельный прибыльный бизнес?
На интерес «Магнита» именно к фабрикам кухни обращает внимание и совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский. Он напоминает, что при строительстве таких объектов инвестиции «Азбуки вкуса» оценивались давно на сумму до 1 млрд рублей.
Александр Мышинский добавляет, что «Магнит», а также, например, X5 и до этого подыскивали такие объекты площадью примерно 10 тыс. «квадратов».
— При этом стоит помнить, что «Азбука вкуса» это все-таки премиальный сегмент, он, на мой взгляд, востребован именно в Москве. Где-то еще его масштабировать вряд ли стоит.
Например, участники рынка помнят историю с закрытием в Петербурге премиальной сети «Глобус Гурмэ». Затем был «Лэнд», существовавший с 90-ых прошлого века и свернувший деятельность в начале пандемии. С этим ретейлером, как я себе это представляю, произошло следующее. Из-за санкций, потом разрыва логистических цепочек в пандемию пришлось изменить состав поставщиков. Это сказалось на ассортименте, он изменился не в лучшую сторону. Соответственно, и покупатели изменили свои предпочтения в пользу других ретейлеров. Теперь такое, теоретически, может ждать и «Азбуку вкуса» с возможным печальным финалом, — рассуждает Александр Мышинский.
Екатерина Лапина указывает и на то, что распределительные центры и складская инфраструктура — это сами по себе крайне интересные ресурсы, ликвидный бизнес, способный сам по себе генерировать стабильные доходы.
— Так что да, можно предположить: это было важным условием сделки. Также есть и вероятность, что «Магнит» теперь еще больше сосредоточит свою деятельность на системе доставки, — полагает она.
Два в одном или, чтобы было?
В отношении теоретической сделки «Севергрупп» и OBI эксперты видят два возможных варианта развития событий, если информация в итоге подтвердится. При этом, все указывают на то, что именно в Петербурге у этих игроков (в первом случае в лице «Ленты») точки никогда не располагались в одном ТЦ или одинаковой локации.
Как считает Екатерина Лапина, во-первых, собственники, вероятно, хотят расширить свое присутствие по географии. При этом у OBI всегда были большие площади по метражу, чем у «Ленты».

— Да и расположены они в принципиальны иных локациях, чем у продуктового ретейлера. Таким образом, на часть площадей может зайти «Лента», если информация затем подтвердится. На части останется OBI, но в усеченном формате. Существует и вторая версия с диверсификацией бизнеса. Тогда упор может быть сделан на дифференциацию бизнеса DIY ретейлера. Во второй вариант лично я верю меньше. У OBI есть сильные конкуренты. Например, Лемана ПРО, — отмечает она.
С сомнением ко второму сценарию развития событий относится и Михаил Лачугин. Он также указывает на наличие в городе на Неве сильных конкурентов в DIY-ретейле. Это еще и «Петрович», «Максидом», а также все набирающие силу по продажам строительных товаров и товаров для ремонта маркетплейсы.
На условиях анонимности участники рынка высказывают предположение, что структуры «Севергрупп» в силу наличия средств и по наитию скупают все, что предлагается на рынке «на будущее и про запас».
Они найдут друг друга?
Между тем называется и следующая «жертва» крупных гигантов. Речь идет о «ВкусВилле» закрывшем с начала года рекордное количество точек и сделавшем ставку на on-line продажи. Как полагает Михаил Лачугин, покупателем может стать X5.
— Уж слишком много у них общего. «Перекрёсток» много лет строит свой бренд «Зелёная линия» именно по концепции ВВ (криво и топорно правда, но это другой вопрос). А не так давно то же самое начали делать и в «Пятёрочке», создав направление ЗОЖ-еды — «вкус и польза». Поставщики там примерно те же, что и у ВВ, только ценник на полках пониже, — приводит эксперт аргументы в своем tg-канале.
По мнению Михаила Лачугина, «ВкусВилл» движется в обратном направлении: из-за масштабного развития его магазины лично видятся этакой «дорогой «Пятёрочкой». Там фактически те же массовые поставщики, которые делают почти одно и то же для разных сетей под СТМ
— «Выезжает» ВВ только на реально крутом пиаре, позиционировании и обратной связи с покупателями — в этих компонентах они абсолютно вне конкуренции в России на сегодня. Соответственно, скоро ВВ и Х5 могут, что называется, «найти друг друга», — предполагает аналитик.
Кто-то готов включить в список поглащений на 2025 год и сети магазинов у дома «Верный».