Когда важна и пена: зачем нужен Совет по развитию пивоваренной отрасли?

Экспертно-консультативный Совет по развитию пивоваренной отрасли был создан по инициативе компании «Балтика» родом из Петербурга. Её первый завод в Северной столице начал работу ещё в далёком 1990 году. Этот бренд знали и ценили не только в России, но и за границей, за счёт уникального мягкого вкуса невской воды.
Теперь этому игроку вместе с экспертами отрасли предстоит вновь заняться объединением участников рынка и вытеснением с него иностранцев.
Определиться с вызовами
В состав Совета вошли основатель пивоваренной компании «Балтика» Таймураз Боллоев, генеральный директор «АБ Инбев Эфес» Николай Тюрников и председатель правления ассоциации виноградарей и виноделов России Дмитрий Киселёв.
Организации предстоит выработать общие подходы к решению возникающих вызовов, а также подготовить предложения по внесению изменений в действующее регулирование пивной отрасли. Итогом должно стать создание условий для её благоприятного развития.
— В настоящее время в сфере производства пивоваренной продукции отсутствует сбалансированная государственная политика, нет ни одного документа стратегического планирования, определяющего развитие отрасли, включая её сырьевую базу, на среднесрочную и долгосрочную перспективу, — пояснил Таймураз Боллоев.
К истокам
В том, что «Балтика» сможет сплотить вокруг себя всех заинтересованных в переменах к лучшему участников рынка, не сомневается никто.
Как вспоминает президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар, «Балтика», основанная Таймуразом Боллоевым, долгое время, ещё с 90-х, как раз выступала объединителем участников рынка. Это бренд знали и любимые многие не только в России, но и за рубежом.
— Продукция «Балтики» ценилась знатоками и славилась, в том числе, из-за особого мягкого вкуса невской воды. Ситуация стала меняться, когда компания перешла с 2008 по 2023-й под контроль датской Carlsberg. На фоне всем известных событий датчане ушли из России. Теперь это отечественное производство, и есть все шансы, что обновлённая компания действительно сможет объединить вокруг себя заинтересованных в изменениях к лучшему участников рынка, — подчёркивает Леонид Гарбар.
Сложить что-то странное?
С тем, что в отрасли накопилось много проблем, тоже никто не спорит.
Генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка», эксперт профильной комиссии Законодательного собрания Петербурга Максим Черниговский готов выделить ключевые моменты. Во-первых, это избыточные законодательные ограничения по продажи спиртного по временным интервалам. За примером далеко ходить не надо. Например, в Петербурге сейчас у всех на слуху пресловутый законопроект о так называемых «наливайках».
— При этом в том же общепите доля пенной продукции составляет 10–12% от общего объёма. Для сравнения: по крепкому алкоголю этот показатель не превышает и 5%. А подходы к законодательным запретам одни и те же. Тоже происходит и в классическом ретейлере, где алкоголь в Северной столице нельзя продавать с 22:00 до 11:00.
Однако все прекрасно понимают, что те же пиво и водка — это абсолютно разная продукция, абсолютно разное производство, где применяются свои различные технологии, процессы и т.д., — поясняет Максим Черниговский и добавляет, что ограничения для крепкого алкоголя и пенных напитков должны быть разные.

Леонид Гарбар согласен: пиво и водку сравнивать некорректно.
— Это как сложить 40 и 5 градусов. И что в итоге выходит? Что-то очень странное, — поясняет он.
Формировать цивилизованную культуру
По словам Максима Черниговского, из первой проблемы вытекает и вторая. Так, сейчас вся отрасль регулируется на основе одного федерального закона об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Соответственно, по здравой логике, должно быть своё отдельное законодательство для крепкого алкоголя, вина, пенных напитков.
— Никто же в здравом уме не будет спорить с тем, что производство колбасы и стеклянной тары — это одно и то же, — приводит пример Максим Черниговский.
Наконец, третья ключевая проблема — это в принципе высокие и всё растущие акцизы на алкоголь. Они формируют цены в рознице для населения. В итоге в наступление идёт серый рынок, продукцию которого язык не поворачивается назвать спиртным или тем же пенным. А это прямая угроза не просто здоровью, а даже жизни россиян.
Как добавляет Леонид Гарбар, важно понимать и тот момент, что потребление пива у населения гораздо выше, чем крепкого алкоголя. Пенные напитки, вино и коктейли сейчас предпочитает молодёжь. За ней подтягиваются и люди среднего возраста.
Ещё одна важная проблема — это формирование культуры цивилизованного потребления пива. Его надо приучить потреблять не на улице, не набегу, ни на лавках около дома или в парках, а именно в заведениях общепита с хорошей гастрономической составляющей. Это поможет развиваться и пивоварам, и рестораторам.

Сами справимся
Глава комиссии по производству и обороту пивоваренной продукции «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Небольсин обращает внимание на то, что в стране катастрофически не хватает ни хмеля, ни ячменя. Этим тоже надо заниматься.
— Сроки в 5–10 лет — не спасают, как говорит Минсельхоз, надо нам быстрее. Ушли воротилы западные. Мы сами сможем справиться, — подчёркивает он.
Эксперт добавляет, что сейчас 95% «нашего» пива производится в России, однако в основе сохраняются импортные хмель и солод. Задача номер один — разработать общую стратегию для пивоваров, ведь эта отрасль играет в экономике серьёзную роль.