Бандит, «Васёк» и убийство Игоря Талькова: загадка гибели певца решена в суде

Спустя почти 34 года суд вынес приговор по делу об убийстве музыканта Игоря Талькова, который погиб в октябре 1991-го. Дело за десятилетия приобрело репутацию «самого загадочного», попутно разрушив карьеры и даже жизни некоторых причастных. Суд, согласившись с доводами следствия, признал виновным в убийстве легендарного певца его бывшего концертного директора, Валерия Шляфмана.
Согласно решению, экс-сотрудник Талькова заочно приговорён к 13 годам лишения свободы в колонии общего режима. «Чёртова дюжина» лет в колонии — не единственная «тёмная» сторона в этом деле, ведь сам осуждённый продолжает настаивать на своей невиновности, а от близких Талькова всё ещё звучат намёки на заказное убийство.
Правда следствия — случайное убийство мелким склочником
Что же следователи представили в суде, какие были доказательства вины Шляфмана? Вкратце — свидетельские показания, следственные эксперименты, проведённые ещё в 90-е, и баллистическая экспертиза. Чтобы понять, почему всё показало на Шляфмана, нужно вернуться в события того октябрьского вечера в Петербурге.
Игорь Тальков вместе с директором прибыли в ДС «Юбилейный» 6 октября. Приехали после съёмок на ТВ и сразу отправились в гримёрку. Тем же вечером выступать должна была и певица Азиза, которая была беременна (ребёнка она в итоге потеряла). Именно её желание поменять очередность выхода на сцену запустило цепочку событий, приведших к гибели музыканта, её товарища. Договариваться о «рокировке» пошёл охранник и любовник исполнительницы, кикбоксёр Игорь Малахов. Обратился к ведущему и по цепочке его просьбу поговорить передали директору Талькова Шляфману. Дальнейшие их показания разнятся, но лишь в деталях.

Здесь нужно добавить, какой портрет Шляфмана был у следователей: сотрудники СК, общаясь с окружением Талькова, выяснили, что характер у директора был довольно склочный. Якобы из-за этого певцу даже советовали уволить этого человека. Хотя тут справедливости ради нужно добавить: Тальков и сам был человеком вспыльчивым, а директора другом называл даже перед камерами.
— Это был маленький ростом, совсем не спортивный человек, который тем не менее любой конфликт пытался перевести в мордобой. Многие конфликтные ситуации он провоцировал сам, всегда лез на рожон, мог ударить человека, например, поклонника, за то, что тот пытался прорваться в гримёрку к Талькову за автографом, — описывал обвиняемого следователь Антон Брейдо в разговоре с «Известиями».
Упомянутые расхождения версий начинаются с момента встречи Шляфмана и Малахова в буфете. За столиком, к которому подошёл директор Талькова, сидели Азиза, её охранник, Лолита Милявская и Александр Цекало, которые тогда выступали как дуэт. Малахов и Шляфман отошли поговорить, после чего Валерий направился в гримёрку к певцу с рассказом о том, что «там какой-то браток, наезжает на наших ребят». Тальков приказал позвать любовника Азизы к себе, и уже в гримёрке произошла перепалка двух Игорей. Как утверждал кикбоксёр, музыкант его и не слушал особо, а потом отвесил «пинка», когда Малахова уводил из гримёрки охранник. Парень Азизы и телохранитель Талькова разговаривали в коридоре, когда первый достал револьвер, чтобы припугнуть собеседника, тот сразу отреагировал. Шляфман, стоявший там же в коридоре, увидев пистолет, побежал к Талькову со словами «он вытащил пушку!». Рокер выскочил «разбираться» со своим газовым пистолетом. Первые прозвучавшие выстрелы были именно из этого оружия и сделаны самим Игорем.

— Сзади какой-то удар, кто-то бросился, обхватил меня руками. Этот парень (Шляфман — ред.) пнул меня в живот. Я так согнулся немножко, закрыл лицо руками, в этот момент со всех сторон посыпались удары. Когда я уже окончательно согнулся, меня били очень сильно, когда начали выбивать пистолет, я его где-то здесь достал. Мне в руку вцепились и, когда я уже падал, произвёл выстрел в пол, — рассказал о первом выстреле Игорь Малахов во время следственного эксперимента ещё в 1991-м.
Всего из револьвера их произвели три — одна пуля, как и сказал Малахов, в пол, вторую случайно нашли в одном из ящиков, при разборе (можно предположить случайный выстрел), а третья убила Игоря Талькова. Ключевой момент — кто стрелял. Баллистическая экспертиза вкупе со следственными экспериментами с Малаховым на месте привела следствие к выводу, что вот этот, последний, выстрел сделал уже не кикбоксёр, выронивший пистолет, а Шляфман. Согласно потенциальной траектории — стрелял в охранника Азизы, но тот резко отклонился и пуля попала в грудь музыканта. Он скончался до прибытия медиков.
Директор спрятал пистолет в сливном бачке унитаза, но оттуда он в итоге исчез. О том куда, рассказала Азиза, которую вызвали как свидетеля в суд.
— Когда я была в гримёрке, услышала ужасающие крики, что Тальков умер. Я думала, что Малахова ранили. Потом приехала милиция. Они сказали, что во время драки погиб Тальков, но я его не видела, и кто стрелял в него — не видела, — рассказала артистка, добавив, что спрятанный в уборной пистолет она нашла и отдала Малахову, но не чтобы скрыть убийство.

Ей Малахов сразу заявил, что в Талькова не стрелял. Оружие же спрятать была и другая причина — её любовник был на «условном», и оружие без разрешения на ношение для него закончиться могло колонией без всяких убийств. Шляфман же спустя недолгое время после гибели Талькова улетел в Израиль, что только добавило аргументов следствию. Суд с их выводами согласился:
— Петроградский районный суд г. Санкт-Петербурга огласил приговор по уголовному делу в отношении Валерия Шляфмана, признанного виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 15 — п.д ст. 102 УК РСФСР, п.д ст. 102 УК РСФСР. <…> Суд назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 13 лет в ИК общего режима, — сообщили сегодня, 23 апреля, в Объединённой пресс-службе судов Санкт-Петербурга.
Правда Шляфмана — гибель от бандитской пули
Тогда, в 90-е, за убийство был сначала задержан именно Малахов. Многие даже удивились, когда он из подозреваемого стал свидетелем. Сейчас его версию событий уже не услышать — он умер в 2016-м из-за цирроза печени. Работу по делу Талькова возобновили уже после, в 2018-м. В окружении спортсмена рассказывали, что он корил себя за причастность к гибели музыканта до самой смерти, но вину на себя не брал.
По рассказам, любовник Азизы, хоть и был близок к криминальному миру, но его описания не очень походят на «быка» — в тот вечер, как заявляли очевидцы, Игорь вёл себя корректно, его вообще описывают со слов знакомых как интеллигентного юношу, который наизусть цитировал священное писание. Это не отменяет ни связей с криминальным миром, ни того, что именно Малахов принёс револьвер на мероприятие. По версии Шляфмана, это именно кикбоксёр всячески напрашивался на серьёзный конфликт.

Например, вот так он описал следователям на допросе в Израиле в прошлом году содержание их диалога в буфете, а потом и беседу в гримёрке Талькова:
— Малахов встал, отвёл меня в сторону и первая его фраза была такая: «Слушай, Васёк, я крупный делец теневой экономики, и ты сделаешь так, как я скажу — поменяешься местами с моей Азизой». Я ничего ему не сказал, развернулся и пошёл к Игорю. Сказал, что там один меня назвал «васьком», сказал, что он «делец теневой экономики» и требует, чтобы мы поменялись. <…> Игорь сказал: «Веди его сюда», я вернулся и передал, что Игорь просит, чтобы Малахов к нему зашёл. В гримёрке он точно также и на Игоря начал наезжать. Я не зря акцентировал внимание на том, что Игорь был вспыльчивый человек, когда с ним так разговаривали, ну он себя тоже считал знающим, «блатным» и с ним так говорить было нельзя. Охранник повёл Малахова в коридор, выходя он что-то ещё оскорбительное сказал Игорю, Тальков вскочил и уже в дверях, когда они выходили, Игорь Малахова ногой по попе ударил, пендаль отвесил очень сильный. Для «блатных» это унижение.

Версия Шляфмана о начале потасовки в коридоре частично совпадает с версией следователей: Малахов достал револьвер, охранник Талькова схватил его за руки сзади, именно директор, заметив это, забежал в гримёрку, после чего оттуда выскочил музыкант с газовым пистолетом. Главное отличие его рассказа — находящийся в Израиле Валерий продолжает утверждать, что ни единого выстрела не делал. Более того, обвиняет ещё следователей, работавших над делом в 90-е, в «фатальной невнимательности», из-за которой, как он считает, дело разваливается.
— Рука Малахова, когда он лежал, была вытянута вперёд, в ней был револьвер, и он продолжал нажимать на курок, барабан крутился — патронов, я так понял, уже не было. И тогда я обежал и начал вырывать у него пистолет, очень важный момент — когда я начал вырывать пистолет, так как он был очень сильный, а я был хлюпик тогда и сейчас, я не мог вначале вырвать его. Хочу акцентировать момент такой — я левша, а не правша. Левша с рождения, то, что показывали, что я правой рукой выстрелил — я не умею пользоваться правой рукой. Я левша! — утверждал Шляфман на допросах спустя 30 лет.

Если взглянуть на фото тех экспериментов, то это правда — оружие участник держал в правой руке. Однако насколько сильно изменится траектория пули, если мысленно переложить пистолет в правую руку? Кроме того — это была громкая потасовка, в которой легко предположить, что левша мог схватить револьвер и правой рукой. Предположить легко, но не доказать, конечно.
На вопрос, зачем же он прятал пистолет, экс-директор Талькова утверждает, что хотел таким образом помочь следствию. Что же до своего отлёта в Израиль: ещё тогда, с его слов, он предупреждал об этом и следователей, и вдову Игоря — то есть не сбегал в панике и «под шумок». В комментарии 78.ru, Шляфман даже напрямую обратился к судьям:
— Я что хотел ещё сказать обязательно. Это уже конкретно судьям, которые выносят там приговор. Чтобы они очень внимательно и умно продумали это всё. Потому что, когда это дойдёт до израильской юрисдикции, и когда мои израильские адвокаты и юридическая система Израиля покажут, насколько всё прогнило в системе судейства в России и насколько всё им нас*ать, когда говорится о том, что верхние слои говорят, что так надо. Поэтому пусть они очень хорошо подумают, чтобы потом не выглядеть идиотами.
Правда семьи — заговор и скорбь
По сути, Шляфман обвиняет всё следствие в подлоге, но здесь возникает контрвопрос — на кого легче «свалить» вину, если вы не считаете, что правы: на гражданина Израиля или на мертвеца? Ответ кажется очевидным. Особенно если учесть, что общественность хотела бы признания Малахова виновным — об этом говорит хотя бы судьба Азизы, чью карьеру эта трагедия натурально растоптала, ведь события того вечера фактически поставили на ней клеймо «виновная в смерти Талькова». Её, кстати, семья рок-музыканта продолжает считать соучастницей из-за судьбы револьвера Малахова (они подозревают, что выкидывал оружие всё-таки не сам спортсмен, а Азиза).
Однако следствие подозревало Шляфмана ещё с 1992 года, когда на пресс-конференциях заявлялось, что никто другой этот последний выстрел сделать не мог. Вот только он на тот момент уже был в Израиле, и юридическая система на тот момент вынести ему приговор не позволяла. Родные Талькова, в частности его вдова, вызванная в суд, и её представитель перед сегодняшним заседанием соглашаются с выводами о том, что убийца — Шляфман.

Однако продолжают считать, что всё произошло не случайно, а Тальков был убит намеренно и даже, возможно, по заказу.
— А вот эта рука, которой Тальков закрывал грудь? Пуля вошла в руку, а потом уже в грудь. Он закрывался. Я как стояла на своей точке зрения, так и стою — в кого надо было попасть, в того и попали. Более того, с личностью обвиняемого очень всё неясно. Я лично обзванивала всех директоров артистов того времени, которые все друг друга знают — это очень хлебные места. Никто этого персонажа не видел никогда в качестве директора, — рассказала 78.ru представительница семьи Талькова, Ирина Красильникова.

Вдова певца Игоря Талькова Татьяна добавляла, что за несколько дней до убийства Тальков получил некий «роковой звонок». Якобы некто по телефону «объявил ему войну», на что певец ответил: «Посмотрим, кто выйдет победителем».
Всё же на данный момент, пока, как грозится Шляфман, дело не оказалось на пересмотре в Израиле, принятое судом решение и даже частично показания экс-директора Талькова показывают, что «загадка» появилась не из-за некого хитроумного замысла. Сложная череда событий, которая привела к трагедии и слезам фанатов. Которым, по сути, остаётся теперь только скорбь и смотреть только записи его старых выступлений.
Да, приговор есть, но это не гарантирует экстрадиции из Израиля Шляфмана. Так что убийца Игоря Талькова может остаться на свободе. Вот такая точка в «самом загадочном убийстве» в истории российского шоу-бизнеса.