BMW или Nissan? Кто из автогигантов первым вернётся в захваченную «китайцами» Россию

Вернуться в РФ как можно скорее концерны Mercedes и BMW призвал в ноябре 2024-го руководитель консалтинговой компании Schneider Group Ульф Шнайдер. Он честно расписался в том, что немецкие производители теряют огромный российский рынок, который агрессивно захватывают «китайцы», и несут колоссальные потери. И скоро уже будет поздно навёрстывать упущенные возможности.
Тогда к таким заявлениям автоэксперты отнеслись скептически и отметили, что этот вопрос целиком и полностью лежит в политической плоскости.
Обстановка начала стремительно меняться после телефонного разговора между президентами России и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом 12 февраля этого года. После этого события в последующие дни информация в СМИ о возможном возвращении ушедших брендов посыпалась как из «рога изобилия».
Так, уже 14 февраля стало известно со ссылкой на южнокоррейские источники, правда, официально не называемые, о планах Hyundai выкупить обратно завод в Петербурге. В пресс-службе компании ситуацию на тот момент не комментировали. Но в инфополе уже вовсю гадали, какие ещё автобренды могут вернуться, а дискуссия о том, ждать ли их или покупать «китайцев здесь и сейчас», вышла на новый уровень.
С небольшой разницей и оглядкой на «вассала»?
Как уверенно заявил генеральный директор ООО «МСИА» (специализируется на лизинге легковых авто) Леонид Сысоев, первых «возвращенцев» можно будет увидеть уже в апреле — мае. Это будут «немцы»: BMW, Mercedes, Audi.
По его словам, они и так присутствуют на рынке, но в спящем режиме параллельного импорта, а следующей весной активизируются.
— После этого с коротким отрывом май — июнь появятся японская тройка, где традиционно будет лидировать Toyota, она выйдет более официально, — спрогнозировал Леонид Сысоев.
По его словам, затем это будет японские же Nissan и Mitsubishi.
— Это будет в конце лета 2026 года. Там же будут корейцы. Эти будут смотреть на своего «вассала» американцев. Они появятся в октябре — сентябре 2026-го года, — уверен он.
Сооснователь дилерского холдинга Major Auto Михаил Бахтиаров делает ставки на «японцев» и «корейцев», тоже получающих «прямые указания» из США. По его мнению, ситуация может начать меняться уже в IV квартале этого года. Более пессимистично Михаил Бахтиаров настроен в отношении европейских брендов в силу общих политических настроений там.
Кто-то уже пролетел
Многие участники рынка всё-таки предпочитают конкретные даты называть и рассуждать в ключе исключительно теоретических подходов: пока переговоры не завершены, санкции не сняты.
Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов согласен, если исходить из такой концепции предположений, первыми должны быть «японцы», затем «корейцы», только потом «немцы».
— Но здесь есть масса оговорок. У тех же немцев с большой долей вероятности вернётся BMW по значительной части модельного ряда, а вот Volkswagen — разве что с кроссоверами, но не с полуседанами. Последние россиянам больше не нужны. Как и не востребованы сейчас будут «французы» с Renault. Эта марка в принципе перебазировалась на китайский рынок. Повезут машины в сегменте middle-up и премиум-класса, но точно не бюджетные, так как здесь уже «царят» китайские производители, — уверен он.

Как напоминает Игорь Седов, важно понимать: те же санкции сейчас распространяются на авто с объёмом двигателя свыше 1,9 и 2 литров. Меньше этого порога никаких запретов нет. Но и такие машины пока производители не везут в силу каких-то своих соображений, можно предположить, связанных с политическими моментами.
— Вернуть поставки продукции ушедших автобрендов опять же, теоретически, не так сложно. В конце концов, есть опыт параллельного импорта. И если будут производители, не давящие на дистрибьюторов и дилеров с ценами, никаких проблем найти вторых не возникнет. Технически это можно сделать даже к началу 2026-го, фактически — другой вопрос.
Генеральный директор и совладелец «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий согласен: вопрос о возвращении некоторых брендов, очевидно, будет подниматься в какой-то исторической перспективе. Но надо признать, что в результате «китайского нашествия» на российский рынок только несколько брендов имеют реальный потенциал для камбэка официальных поставок в РФ.
— Среди них Тойота и BMW — бренды, на которые сохранился стабильный спрос в сегменте 10+ млн рублей. Что касается масс-маркета в сегменте 3—6 млн рублей, то при текущих реалиях государственной промышленной политики потенциальное место на рынке останется только для тех брендов, которые будут иметь локальную сборку. Здесь наиболее высокие шансы у корейских KIA и Hyundai, — подтверждает Роман Слуцкий мнение коллег. — Я не думаю, что речь пойдёт о полноценном возврате к собственному производству. Скорее, речь может пойти о формировании совместного предприятия с одним из российских автопроизводителей или о контактной сборке на территории нашей страны.
Здесь важно прояснить один момент. Компания Hyundai была раньше представлена российской дочкой ООО «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР). В конце 2023-го её с двумя площадками в Каменке (эта точка и выпускала Hyundai и Kia) и Шушарах (автодетали) продали, как писали СМИ, за символические 10 тыс. рублей материнской компании российского автохолдинга AGR Automotive Group ООО — «Арт-Финанс». Однако условием стало право обратного выкупа для корейцев. В итоге машины начали выпускать под условным брендом Solaris, под которым, собственно, и «скрывались» с тех пор популярные Hyundai и Kia.

В Калужской области та же AGR приобрела немецкий Volkswagen, но в данном случае уже без права опции обратного выкупа. Вот там планируется выпускать модели на базе китайской Chery под «маскировочным» российским брендом Tenet.
При этом в петербургских Шушарах, по соседству с Hyundai, находится и бывшая площадка японской Toyota, теперь в собственности ФГУП НАМИ, но без права обратного выкупа. Там хотели наладить производство отечественного бренда Aurus до конца 2024-го. Пока новой информации по этому вопросу нет.
На вкус и цвет…
В том, что китайцы могут продолжить агрессивную политику по экспансии на российский рынок, многие не сомневаются. Как считает Михаил Бахтиаров, её усилие может стать ответом на рост конфликтов между США и Поднебесной. Тогда в Россию хлынут те бренды, которые ещё не зашли из-за боязни санкций.
— Если в Пекине поймут, что торговая война зашла настолько далеко, что им станет всё равно, — а это вполне возможно в ближайшие месяцы, судя по риторике, — тогда мы можем увидеть на рынке китайские марки, которые боялись приходить в РФ и являются достаточно серьёзными игроками в мире и в Китае. Это BYD, Lixiang, Zeekr и другие, — рассуждает Михаил Бахтиаров.
Между тем, Леонид Сысоев обращает внимание на то, что уже сейчас китайские авто по существу гаджеты. А в стратегии развития автопрома поднебесной заложен следующий подход: к 2030-му у них не должно остаться ни одного авто с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
— Наш рынок к такому не готов, и такого не случится. К кому тогда обращаться? Самые лучшие технологии по ДВС у немцев. При их возвращении первыми пострадают «китайцы» с пробегом. «Десятилетние» Mitsubishi и «пятнадцатилетние» Nissans не пострадают, — уверен он.

Директор домена «Каско» компании «Ингосстрах» Артём Яковлев обращает внимание и на то, что с китайскими авто всё чаще теперь встречается ситуация, когда деталей к слишком новым моделям ещё не купить, а к старым запчасти уже не продаются.
— С деталями от «китайцев» такая объективная проблема существует. Но там всегда была и отличная от европейской бизнес-модель. Она заточенная на высокую скорость обновлений. При этом там в местном дилерском бизнесе традиционно высокий процент банкротств, в том числе, по этой причине. И если «китайцы» не жалеют даже своих, то с чего они должны пожалеть россиян? — соглашается Алексей Седов.
Гендиректор «АВТОСТАТа» Сергей Целиков признаётся, что у него три машины. Одна немецкая, другая французская, третья английская.
— Я тестирую все эти китайские авто, но буду держаться до последнего. И много таких, кто будет ждать, пока западные бренды вернутся. На вопрос покупать ли китайцев, отвечаю: «Вы берите, а я подожду». Хотя цена и массовость играют в сторону Китая, — отмечает он.
Ответить на вопрос о том, почему идёт такая борьба между брендами за своё место под солнцем, не трудно. Рынок авто считается в России, как и во многих странах мира, вторым по объёму денежной массы после недвижимости.