Выключают по всей стране: что происходит с продуктовой сетью «Светофор» в Петербурге?

Жёсткий дискаунтер, богатые совладельцы
О грядущих масштабных проверках Роспотребнадзором сети жёстких дискаунтеров «Светофор» федеральные СМИ узнали в начале января 2025-го. «Колесо» завертелось с Москвы, а затем вести начали приходить из самых разных регионов от Тюмени до Астрахани.
В Северной столице региональный Роспотребнадзор добрался до сети 31 января и распространил грозное заявление о применении «обеспечительных мер в виде временного запрета производственной деятельности» по четырём точкам и приостановке работы по ещё трёх, а в 18 объектах забраковали более 2 тонн некачественной пищевой продукции, 150 единиц непродовольственных товаров.
Между тем, ещё в 2022-м сеть считалась самой быстрорастущей в РФ, а контролирующие её представители семейства Шнайдеров вошли в рейтинг самых богатых бизнесменов по версии Forbes. Тогда им присвоили строчку под номером 182, а состояние оценили в 650 млн долларов. Кроме «Светофора» это семейство контролирует также дискаунтеры «Маяк», а на Западе бизнес развивается под брендом Mere. Хотя для той же Польши в 2024-м название сменили на MyPrice. Это произошло на фоне скандала со всплывшими представителями русского бизнеса.
По данным INFOLine, на окончание 2024 года в России насчитывалось 2700 точек этой сети. Согласно информации 2 ГИС, в Петербурге и Ленобласти располагается около двух десятков объектов. В Северной столице деятельность осуществляется в лице ООО «ТОРГСЕРВИС 78». В других регионах это может быть «Торгсервис 54» и т.д.
В 47 регион с поверками ещё не приходили, но это вопрос времени, уверены эксперты.
Что имел в ввиду в Роспотребнадзор
Как поясняет аналитик продовольственного рынка, предприниматель в пищевых производствах и сельскохозяйственном бизнесе Иван Кузнецов, под термином «обеспечительная мера в виде временного запрета производственной деятельности» подразумевается, что организации нельзя выполнять какие-то конкретные действия. В данном случае идёт речь о фасовке товаров для четырёх точек. Часто сети покупают у производителей определённый объём продукции, а затем развешивают её на более мелкие порции. Это и происходит, как правило, в фасовочных цехах.
— Видимо, в них и были выявлены нарушения. Речь могла идти, теоретически, об отсутствии антибактерицидных ламп, нарушении иных санитарных требований и т.д. Но надо смотреть чёткие формулировки Роспотребнадзора, — подчёркивает Иван Кузнецов.
В пресс-релизе ведомства отмечается следующее: «неудовлетворительное санитарно-техническое содержание производственных помещений; несоблюдение поточности технологического процесса при фасовке продукции; отсутствие необходимого технологического оборудования, условий его санитарной обработки».
По словам Ивана Кузнецова, если речь идёт о приостановке деятельности, то точки закрываются на срок до 90 дней до устранения предъявленных замечаний. Этим сети даётся понять, что она не закрывается полностью и навсегда. Но её деятельность представляет опасность для потребителей. О полном закрытии можно говорить в том случае, если в установленный срок нарушения не были устранены.
Как часто закрывают?
Как подчёркивает Иван Кузнецов, с приостановкой деятельности регулярно сталкиваются рестораны. Например, так сейчас происходит с рестораном Birch на Кирочной улице, хотя это один из известных и культовых объектов в отрасли. Иногда под раздачу попадают рынки.

Фото: соцсети
— Продуктовые сети с таким сталкиваются намного реже. Но в то же время, можно припомнить историю с ТК «Народный»,а также с московской точкой «Магнита», где арбузом в 2021 году отравились двое. А затем выяснилось, что при проведении дезинфекции и травли грызунов арбузы просто ничем не накрыли.
При этом «Светофор» в принципе всегда славился стремлением к поиску самых дешёвых помещений и не всегда пригодных к торговой деятельности: в гаражах, на складах и т.д., — констатирует Иван Кузнецов.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин готов припомнить историю с петербургской точкой Eurospar во Владимирском пассаже. Там приостанавливали работу кулинарного цеха.
В 2023-м в «Пятёрочках» вводили «сухой» закон для покупателей из-за того, что три года назад в одной из точек алкоголь продали несовершеннолетнему, хотя это несколько другой сценарий.
Ошибки есть у всех, но смотря какие?
Как подчёркивают аналитики, при желании нарушения в санатории можно найти у любого ретейлера, ошибки, увы, совершают все.
— То, что случилось со «Светофором», это, возможно, предвестник заката. Хотя, в своё время, он свои задачи по обеспечению дешёвой продукцией и в больших объёмах обеспечил. До этого в Петербурге в 2020-м ушёл дискаунтер «Ряды». Но там ошибки были совершены с точки зрения выбора локации. Один из магазинов был расположен около Пулково в достаточно дорогой в целом локации, — рассуждает Иван Кузнецов.
Михаил Лачугин прогнозировал проблемы для «Светофора» ещё в ноябре прошлого года из-за претензий со стороны федеральных чиновников по работе сети с поставщиками. Тогда ретейлеру опять же грозили проверками, но со стороны Минэкономразвития.

— Не буду прогнозировать их результат, скажу о другом. О специфической модели работы «Светофора» с поставщиками стало известно не вчера. Уверен, про неё прекрасно знали те, кто хотел и должен был знать. Можно много обсуждать то, что «Светофор» заставляет забирать возвраты, отдаёт товар обратно, если не продал его, платит с гигантскими отсрочками, явно превышающими законодательные ограничения. Но ведь поставщики знали это и шли на это, их никто насильно не тянул туда, — писал в своем telegram-канале Михаил Лачугин.
В декабре эксперт вернулся к рассуждениям о дальнейших перспективах существования сети. Он пояснял, что у ретейлера приобретают в основном дешёвые продукты длительного хранения — консервы, напитки, кондитерку, соусы, макароны, крупы. Но теперь всё это возможно заказать с доставкой на маркетплейсах.
— Поэтому, думаю, если ничего экстраординарного не произойдёт, то через несколько лет «Светофор» и ему подобные форматы благополучно прекратят своё существование естественным образом, — утверждал аналитик.
Теперь Михаил Лачугин дает сети на существование ещё два-три года.
— Скорее всего, «Светофор» и так бы пришёл к историческому финалу через два-три года. Кроме маркетплейсов теперь есть всевозможные «Пятёрочки» и «Магниты» в формате у дома и предлагающие по существу тот же ассортимент продукции и по тем же ценам, — подтверждает своё мнение он.
Как вспоминает Михаил Лачугин, до этого из Петербурга уходили дискаунтеры, если их так можно назвать, «СемьЯ» от ТД «Интерторг» в конце 2019-го и «Полушка» от холдинга «Продовольственная биржа».