Всем назло: авторынок России ждёт рекордное количество новинок

16 янв, 17:01
Лилия Батршина
Последние годы выдались сложными для авторынка России, однако спрос на машины не только не упал, но и почти побил рекорды. На этом фоне в 2025 году автолюбители и дилеры ждут поступления новых интересных моделей. О главных тенденциях и автоновинках 2025 года 78.ru побеседовал с автоэкспертами.
Коллаж 78.ru: pngwing.com, Belkin Alexey/globallookpress.com, ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко, flaticon.com/Satrio

Очевидные тенденции

Прошлый год закончился для авторынка неожиданно хорошо: продажи автомобилей превысили 1,57 млн и показали лучший результат за последние пять лет — выше продажи были только в рекордном, доковидном 2019 году. Однако относительно 2025 года эксперты оптимизма не питают: по их мнению, продажи однозначно упадут, этому способствует целый ряд факторов.

— В текущем году наметится тенденция снижения продаж новых автомобилей в пределах 12–25%. Основными предпосылками к этому станет рост цен в сегменте, в том числе из-за индексации утилизационного сбора, ужесточение кредитно-денежной политики со стороны финансовых организаций, а также рост ключевой ставки, который негативно повлиял на стоимость кредитов, — рассказал независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов в беседе с 78.ru.

Тем не менее это не означает, что в 2025 году на рынок не выйдут новые модели — больше того, напротив, их очень ждут. Как отметила управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк, даже несмотря на текущие экономические условия и глобальные вызовы, на российском авторынке ожидается ещё больше новинок, особенно от отечественных и китайских компаний.

— В то время как автопроизводители из Поднебесной продолжают экспериментировать и выводить на рынок новые марки и модели, западные конкуренты не планируют отставать и попытаются вернуть пользователей, пересевших на китайские машины. В новом году точно будут интересные новинки от российских, китайских и западных автобрендов, — указала она.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Сазонов

Поддержала её и Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг». По её словам, в 2025 году на российском авторынке ждут рекордное количество новинок, при этом самые ожидаемые — от российского автопрома. Тому есть и экономические причины, ведь утилизационный сбор не на всех производителей влияет одинаково.

— На продажи автомобилей окажет влияние и повышение утилизационного сбора, уплату которого для российских производителей возможно отсрочить до середины декабря 2025 года. Такая мера обеспечит сокращение кредитной нагрузки, увеличивая оборотный капитал автопроизводителей, — отметила Анастасия Байбароша.

В целом же в 2025 году в массовом сегменте продолжат пользоваться популярностью современные кроссоверы и седаны, рассказала 78.ru директор по коммуникациям ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина, однако есть и тенденция к росту доли электрокаров и гибридов. На это же обратила внимание Ирина Франк: по её словам, ожидается увеличение доли автомобилей с электродвигателями и особенно гибридными установками.

— Что касается технологий, то сейчас отчетливо прослеживается тренд на гибридные установки последовательного типа (как у LiXiang), поскольку данная технология показалась пользователям крайне интересной и практичной. Запас хода более 1000 км, при этом нет необходимости в частой зарядке, как у электромобилей, — отметила она.

Однако чистые электрокары, несмотря на мировые тенденции, вряд ли в ближайшее время смогут завоевать серьёзную долю на российском авторынке: для этого пока нет условий ни инфраструктурных, ни климатических.

— Российские условия пока не позволяют автомобилистам массово пересаживаться на электрокары. Суровые морозы в зимний период, недостаточная зарядная инфраструктура и высокая стоимость электромобилей — основные причины непривлекательности отечественного авторынка для зарубежных производителей электромобилей, — констатировала Анастасия Байбароша.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Таким образом, основные тенденции на российском авторынке сегодня — превалирование авто с ДВС и, реже, с гибридными установками, в основном отечественного и китайского производства. Какие же конкретные модели ждут дилеры в 2025 году?

Впереди — Россия и Китай

Алексей Тузов отметил, что среди самых ожидаемых новинок автопрома — российские модели.

— Например, россияне с нетерпением ждут первого кроссовера в ассортименте АвтоВАЗа на платформе Lada Vesta, рестайлингового УАЗ «Патриот», улучшенную версию Lada Granta с новой трансмиссией и Lada Niva с двигателем объемом 1,8 литра (сейчас 1,7 литра), а также внедорожного «Соболя 4x4» и возрождения «Волги» — появления седанов С40 и кроссоверов К30 и К40, — рассказал он.

Помимо этого, самая ожидаемая отечественная новинка — это седан Lada Iskra, которая, как отметила Анастасия Байбароша, по прогнозам будет дешевле Vesta. Кроме того, дилеры ждут выхода на рынок кроссовера «Москвич 8», оснащённого безальтернативным 174-сильным бензиновым мотором GDI объёмом 1,5 литра. К списку отечественных моделей 2025 года Ирина Франк добавила Lada Niva Sport — «гражданский» внедорожник, который АвтоВАЗ официально представил накануне в Москве.

Не отстаёт и китайский автопром — продолжение его экспансии на российский рынок отметили в качестве тенденции 2025 года все эксперты.

— Среди наиболее ожидаемых в 2025 году брендов мы бы отметили Deepal и Knewstar. А среди уже зарекомендовавших себя брендов мы ждем появления новых моделей от Zeekr, LiXIang, Avatr, ROX, Lotus и других, — рассказала Ирина Франк.

Анна Уткина назвала среди самых ожидаемых новинок авто от ведущих китайских брендов — Chery, Haval и TANK. Анастасия Байбароша перечислила конкретные модели: рестайлинговые версии Chery Arrizo 8, Сhery Tiggo 4, Chery Tiggo 7 Pro Max и Chery Tiggo 8 Pro Max, а также электрический кроссовер Chery iCar 03, который будет ввозиться уже по официальным каналам. А перед Новым годом этот китайский бренд представил новинку Chery Tiggo 9.

— Также порадуют и другие китайские бренды: Hongqi со спортивным лифтбеком D-класса H6, кроссовером HS7 второго поколения и 5,3-метровым седаном Hongqi L1 (альтернатива Mercedes-Benz S-Class); Jetour с двумя кроссоверами из серии Т; BAIC с рамным внедорожником BAIC BJ60 и обновленным семейным кроссовером X75, — рассказала Анастасия Байбароша.
Фото: wikipedia.org Autosdeprimera; CC BY 3.0
Фото: wikipedia.org/Autosdeprimera; CC BY 3.0

На новинки от BAIC обратил внимание и Алексей Тузов: он указал, что компания намеревается расширить свою внедорожную линейку BJ двумя новыми автомобилями. Технические характеристики и модели пока не озвучены, но есть вероятность, что россиян ждет появление BJ40 нового поколения.

— Omoda представит флагманский среднеразмерный кроссовер под названием C7, а Jaecoo третий кроссовер в своем портфеле — J5, — отметил эксперт.

Всего в России, как рассказала Анастасия Байбароша, в 2025 году ожидается появление более 20 новых автомобилей в различных кузовах, комплектациях, с гибридными, электрическими двигателями и ДВС.

Где-то «плюс», а где-то «минус»

Интересно, что некоторые эксперты предсказывают и возвращение западных марок, в основном с помощью параллельного импорта. Он в России составляет всего около 10% и его правила постоянно ужесточаются, но автопроизводители всё же будут пытаться им воспользоваться — и не только западные.

— Несмотря на сложные отношения с западными странами, некоторые марки могут попытаться восстановить свои позиции на российском рынке силами параллельного импорта. Хотя количество новинок из Китая однозначно будет превалировать из-за большого количества преимуществ, таких как стоимость и более простая процедура импорта. Не исключены также новинки от неожиданных производителей из стран с развивающейся экономикой, например, Индии или Турции. Такая возможность тоже существует, хоть и кажется маловероятной, — констатировала Ирина Франк.

Однако в 2025 году произойдёт не только «плюс» по количеству моделей, но и «минус» — об этом также предупреждают эксперты. Некоторые марки покинут российский авторынок. Анна Уткина в беседе с 78.ru указала, что такая участь может постигнуть производителей с объёмом продаж до 3 тысяч автомобилей в год, поскольку они не смогут конкурировать с популярными брендами.

— Например, в текущем году вероятно сокращение ассортимента и дилерских центров марок Skywell, Haima, SWM, Oting, Forthing, Venucia, — конкретизировала Анастасия Байбароша.
Фото: Belkin Alexey news.ru globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/news.ru/globallookpress.com

Ирина Франк констатировала, что российский авторынок покинут те марки, которые не способны адаптироваться к новым условиям, в том числе китайские.

— Уйдёт часть стартапов, не увенчавшихся успехом: JiDu, HiPhi и другие. На их место обязательно придут новые китайские бренды. Конечно, владельцы автомобилей ушедших марок столкнутся с трудностями сервисного обслуживания и дефицитом запасных частей, — резюмировала она.

Именно поэтому эксперты настоятельно рекомендуют отдавать предпочтение известным маркам с официальным представительством в стране. Не все китайские новинки присутствуют на российском рынке официально, некоторые, так же как и западные, поставляются по параллельному импорту, и это означает трудности не только с локализацией, но и с техподдержкой в случае проблем. А к малоизвестным стартапам, которых сейчас в Китае много, следует и вовсе относиться с большой настороженностью.

Петербургский стиль

Петербург от остальной страны в плане автоновинок отличается не слишком сильно, отметили опрошенные 78.ru эксперты. Это понятно: Северная столица имеет некоторую специфику, но не такую, как, скажем, Владивосток, где большая часть автопарка праворульная, или Кавказ, где дороги и местные условия диктуют свои требования к оснащению автомобиля. Тем не менее особенности есть и у Петербурга.

— Жители Санкт-Петербурга чаще отдают предпочтение дорогим автомобилям с большим спектром функциональных возможностей, в том числе электрокарам, так как в городе развита дорожная инфраструктура, — отметила Анна Уткина.

С дорогими автомобилями всё понятно: город-миллионник лишь одну строчку не дотягивает до топ-10 по зарплатам среди всех российских регионов (впереди — Москва, северные и дальневосточные регионы), и статус второй столицы располагает к тому, чтобы обзаводиться премиальными авто. Однако с электромобилями не всё так однозначно, полагает Ирина Франк.

— Наиболее ощутимая особенность петербургского рынка в том, что здесь, в отличие от столицы, пока не так много возможностей для обслуживания и ремонта китайских электромобилей. В связи с этим пользователи менее охотно пересаживаются на технологичные новинки из Поднебесной. Но справедливости ради отметим, что сервисные возможности для «электричек» и гибридов активно растут по всей стране, — указала она.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Поэтому широкого предложения электромобилей в Петербурге пока можно не ждать, да и спрос на них всё ещё не впечатляет — ни дилеров, ни самих покупателей. Однако остальные новинки, ожидаемые на авторынке, появятся в Северной столице вскоре после Москвы, а некоторые — и одновременно с ней.

Другое по теме